Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Автор: Сергей Новиков
Проснулись утром и почувствовали себя на двадцать лет старше? Все время преодолеваете равнодушие по отношению к окружающему миру? Не удается отдохнуть за выходные, важные дела откладываются на потом, наблюдается повышенная обидчивость, многочасовое зависание в чатах, зверский аппетит? Не спешите списывать все это на возраст, лень или приступ «ословатости». Симптомы могут быть разными, но диагноз всегда один — профессиональное выгорание, основной причиной которого является стресс.
Авторство термина «выгорание» (burn-out) приписывается американскому психологу Джорджу Х. Фрейденбергу. Он трактовал это понятие как «угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте». С течением времени оно приобрело более широкое значение, и в специальной литературе нередко можно встретить такое определение: «Профессиональное выгорание — состояние физического, эмоционального и умственного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях».
Этот синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Он возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». «Выгорающий» человек зачастую даже не понимает, что с ним происходит, и живет в состоянии постоянного стресса, который, в конце концов, может привести к серьезным физическим заболеваниям.
К сожалению, изучению этой проблемы в России до последнего времени не придавалось никакого значения. Во многом это было связано с особенностями отечественного бизнеса, в котором человек долгое время был отнюдь не на первом месте. Лишь в последние годы наблюдается существенный рост интереса к данной проблеме.
В 30-е годы в Советском Союзе работали социальные психологи, которые изучали проблему профессионального выгорания и формировали государственную систему охраны труда. К сожалению, ученых репрессировали — «за попытку помешать трудовым подвигам советского народа». Только в 70-е годы была предпринята попытка восстановить работу по охране труда.
Наибольшему риску выгорания подвергаются люди, работающие в сфере торговли. Профессиональным продавцам по долгу службы приходится ежедневно сталкиваться с множеством коллег, партнеров, клиентов, постоянно общаться с ними, быть вовлеченными в решение их проблем, в негативные эмоции и переживания посторонних людей.
Есть знаменитый психологический тест, определяющий степень выгорания, — Maslach Burnout Inventory. Его можно найти и пройти в режиме он-лайн. Думаем, это интересно и полезно.
Чаще всего эту проблему рассматривают с точки зрения «выгорающего» сотрудника. Мы решили зайти с другой стороны и постараться понять, что может сделать работодатель для предотвращения подобных проблем. Сергей Новиков, коммерческий директор Кадрового Агентства «Виват Персонал», считает систему антистрессовой мотивации важнейшим союзником в борьбе с профессиональным выгоранием. Предоставим ему слово.
Сергей Новиков: «Рассмотрим стандартную ситуацию: компания нанимает на работу менеджера по продажам. Сначала он выкладывается полностью, старается доказать, что его не зря приняли. Его не пугает ненормированный рабочий день, он с энтузиазмом ищет перспективных клиентов, неуклонно стремится повысить свою квалификацию. Но работа менеджера по продажам неизбежно связана со стрессом. Со временем продавец, наработав базу постоянных клиентов, начинает просто получать дивиденды от своих усилий в прошлом. У него начисто атрофируется стремление завоевывать для компании новых клиентов. И это еще благоприятный вариант развития событий. Порой человек просто «выгорает дотла» за несколько месяцев и увольняется, не добившись мало-мальски заметного результата.
Очевидно, что главная причина возникновения подобных проблем — рабочий стресс. Практика показывает, что лучший способ борьбы с выгоранием — это профилактика. Начинать ее стоит уже в процессе создания бизнес-модели отдела продаж. В идеале отдел должен функционировать таким образом, чтобы минимизировать влияние стресса на сотрудников или, по крайней мере, максимально растянуть его во времени. На мой взгляд, основу такой бизнес-модели должны составлять следующие компоненты: интерес — азарт — своевременный отдых.
Ключевым аспектом профилактики выгорания является процесс отбора кандидатов на роль продавцов. Единственным способом выбора людей — будущих профессионалов в продажах — является проведение подробных собеседований с кандидатами, которые лучше всего проводить в форме неформальных встреч. Во время такой беседы можно выяснить, насколько серьезна мотивация человека при выборе профессии продавца, обладает ли он необходимыми качествами и навыками. Кроме этого, необходимо дать понять кандидату какие минусы имеет данный род деятельности, с какими проблемами ему придется столкнуться. Это поможет определить, готов ли он к ним морально. Не лишним будет провести этап предварительного ознакомления с условиями будущей работы. Например, предоставить возможность провести полный рабочий день со специалистом.
После того, как мы убедились, что данная профессия интересна человеку, необходимо постоянно стимулировать у него появление рабочего азарта. Способов сделать это довольно много (розыгрыши мини-призов за выполнение дневной нормы, командные соревнования, месячные/квартальные задания и бонусы за их выполнение, дополнительный бонус за знание и понимание Сверхзадачи на год). Например, мы у себя в Агентстве гарантируем менеджерам по работе с клиентами интересные вознаграждения при отличной работе и выполнении плана — билеты на развлекательные мероприятия, организованный отдых, ценные подарки. Среди нематериальных стимулов могут быть благодарственные письма, присвоение корпоративных званий и категорий, дополнительный выходной день или гибкий график работы.
Впрочем, не стоит забывать, что даже чемпионаты мира имеют свои этапы, в перерывах между которыми спортсмены имеют возможность отдохнуть и набраться сил. Правильно и интересно организованный отдых очень важен для предотвращения стресса и уничтожения последствий его действия. Речь идет не только о каких-то корпоративных мероприятиях, но и о поощрении особо отличившегося менеджера, скажем, бесплатной или льготной путевкой в дом отдыха (желательно при этом помнить о семье, так как в некоторых случаях, такой отдых может вызвать негатив).
При разработке системы антистрессовой мотивации важно понимать, что движет человеком. Можно выделить две основные категории персонала: тех, кого в большей степени мотивируют задачи (они стремятся к достижению как личных целей, так и общих целей организации), и тех, кого в большей степени мотивирует окружающая обстановка.
Если в первом случае факторами мотивации будут карьерный рост, признание, поощрения и благодарности, то для вторых намного интереснее горячие обеды, корпоративный транспорт, дополнительные выходные дни.
Однако, несмотря на внешнюю простоту приёмов, создать условия, которые бы стимулировали менеджеров по продажам работать с полной отдачей, непросто. Эффективная схема мотивации должна быть очень гибкой, ее следует часто пересматривать, поскольку профессионализм продавцов, характер и объем их работы со временем меняются. На каждом этапе работы менеджера по продажам руководство должно создать такие условия, в которых сотрудник будет постоянно стремиться к развитию.
На первом этапе, когда молодой менеджер только начинает свою карьеру в фирме, оптимальное решение — назначить достаточно высокую зарплату и выплату небольшого процента от объема сделок. Использование на этой стадии такой схемы эффективно по двум причинам: во-первых, сотрудник чувствует уверенность (ведь ему обеспечен стабильный доход), во-вторых, есть возможность развиваться и зарабатывать больше.
Второй уровень наступает, когда менеджер по продажам обретает уверенность в своих силах и достаточный опыт для того, чтобы обеспечивать высокие объемы продаж. На этом этапе следует отказаться от оклада и выплачивать только процент, но более высокий, чем на первом уровне. Такая схема станет хорошим стимулом для поиска новых выгодных сделок. Менеджер начинает создавать собственную клиентскую базу.
Третий уровень начинается, когда продавец нашел достаточное количество постоянных заказчиков, у него тут же появляется искушение расслабиться. Чтобы повысить мотивацию, нужно изменить схему оплаты. Пора понизить процент, который выплачивается за обслуживание старых клиентов, за новые же контракты следует платить больше. Свободный график также может повысить производительность заинтересованного сотрудника. Кроме того, у опытного менеджера должна быть возможность привлекать помощников. Многие задачи со временем становятся рутиной. Их выгоднее передать подчиненному, а самому сосредоточиться на более важных проблемах.
При этом очень важно помнить, что когда антистрессовая система мотивации разработана и введена в действие, необходимо ее периодически обновлять и дополнять новыми элементами, потому что при неизменной системе поощрений сотрудник начинает воспринимать ее как данность. А в современных конкурентных рыночных условиях квалифицированный персонал необходимо удерживать всеми способами, в том числе постоянно показывая, как его ценит компания».
Кадровый портал SuperJob
Дата: 08.04.08
Другие статьи
|
|