Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Автор: Михаил Иванов
В начале работы над SuperJob Профи нами двигало желание отфильтровать информационный поток в глобальной сети таким образом, чтобы он превратился в комфортную среду, где настоящие профессионалы найдут информацию, стимулирующую их к дальнейшему росту, и поделятся своими знаниями с другими. Мы хотели бы создать настоящее Сообщество профессионалов, объединенных девизом «Работа должна доставлять удовольствие».
Важной частью этой работы было и остается взаимодействие с издательствами деловой литературы. Компания «Манн, Иванов и Фербер» привлекла наше внимание не только громкими именами издаваемых у них авторов, но и инновационным подходом к ведению бизнеса, «лица не общим выраженьем…» Издатель Михаил Иванов любезно согласился ответить на наши вопросы.
Михаил Иванов: «Сначала я стал писателем, потом переводчиком, затем редактором и, наконец, издателем. Помимо издательства я долгое время работал в лучшей российской консалтинговой компании «Стратегика». Я мог совмещать эти две очень напряженные работы только потому, что очень люблю то, чем занимаюсь.
Мой жизненный принцип очень прост — жизнь слишком коротка, чтобы делать то, что тебе не нравится, и проводить ее с теми, кто тебе не нравится.
Моя ключевая задача в издательстве — находить и развивать таланты. Я стараюсь быть лидером, а не боссом, создавая условия для развития каждого участника нашей команды».
SuperJob: «Работа должна доставлять удовольствие». Это реальность или утопия?
Михаил Иванов: Я считаю, что ничего из того, что нам действительно нравится, просто так не дается. Все достижения требуют труда. Например, если вы хотите быть в форме, вам придется соблюдать режим, отказаться от определенных продуктов и регулярно заниматься спортом. Чтобы достичь чего-то в спорте, нужно упорство и целеустремленность. Если вы хотите добиться того, чтобы ваша работа доставляла удовольствие, придется приложить серьезные усилия — с неба ничего не упадет. Поэтому, нужно создать для себя такие условия, в которых можно воплотить в жизнь этот принцип. Я думаю, что в сегодняшнем корпоративном мире есть очень мало позиций, где можно совмещать удовольствие с выполнением какой-то функции.
К сожалению, многие люди не прилагают никаких усилий для поиска работы, доставляющей удовольствие. Они попадают в определенную колею и там остаются. Например, человек работает в преуспевающей компании, все более или менее хорошо, есть движение по карьерной лестнице… Если поступает предложение «хэдхантера» уйти на большую зарплату или, может быть, на более интересную работу, он его принимает. Но заметьте, при этом он не сам строит свою жизнь — им управляют, он — винтик в большой системе. По-моему, очень сложно быть «винтиком» и быть счастливым.
На мой взгляд, значительно больше действительно счастливых людей среди специалистов так называемых свободных профессий: преподаватели, писатели, журналисты и т.п. У меня есть знакомый карикатурист, который живет в Крыму и рисует карикатуры для ведущих изданий. Он живет прекрасной жизнью, он не должен ходить в 9 часов утра на работу, надевать пиджак, галстук, выглядеть «smart»…
Вообще, после работы в консалтинге мне очень сложно найти компанию, в которой бы я действительно очень бы хотел работать. Я видел десятки компаний, у каждой есть свои проблемы, и обычно это большие проблемы. Почти все российские компании одинаковы: очень сильно зависят от первого лица, плохо структурированы и построены на принципе жесткого контроля.
Можно пойти работать в такую компанию, прельстившись яркой вывеской: красивым reception, качественной рекламой и прочим. Но спустя некоторое время замечаешь, что за красивым фасадом скрывается очень много неприглядного, а сотрудники не чувствуют себя счастливыми, возвращаясь домой. И если во времена Советского Союза на кухне ругали политиков, сейчас, кроме политиков, все ругают начальников: и сам дурак, и компанию не туда ведет. В частном бизнесе, когда вы являетесь собственником либо работаете как свободный агент, значительно больше шансов сделать себя счастливым.
Альтернатива — работа в лучше структурированной западной компании. Но в ней ты будешь еще меньшим винтиком. Твоя максимальная позиция — country manager.
SJ: Развитие личности — это всегда преодоление. Можно ли работать с удовольствием в таких условиях?
М.И.: Есть масса примеров руководителей крупных компаний, которые многого добились, а потом перестали двигаться. На самом деле это проявление человеческой слабости. Когда вы остановились, это вовсе не значит, что вы стоите на месте. Вы откатываетесь назад, потому что вокруг вас все движется. Особенно сложно учиться и двигаться вперед людям состоявшимся, которые считают, что у них и так все хорошо, они уже достигли успеха, а их жизненные навыки и опыт показывают — то, что они делают, приносит результат. Но мир постоянно меняется, а люди, неготовые адекватно реагировать на изменения, со временем деградируют. Это может не сказываться на финансовых потерях или понижении статуса, но они деградируют. Мне кажется, успешные люди тем и успешны, что они меняются.
SJ: И как же тогда определить: деградируешь или развиваешься?
М.И.: Не надо бояться получать обратную связь. Многие люди просто не умеют слушать. Они не слышат других и не ценят чужое мнение. Умение слушать и слышать то, что тебе говорят, умение получать обратную связь — это признак силы человека. Сильный не боится слышать о своих слабых сторонах.
Я знаю людей, которые не меняются. Дети часто так говорят: «Принимайте меня таким, какой я есть». Но одно дело, если ты говоришь это своим родителям, а если в таком тоне разговаривать с внешним миром, он тебя отторгнет. Ты просто проигрываешь, проигрываешь и проигрываешь…
SJ: А кто может помочь в развитии? Психолог, тренер?.. Или все-таки надо делать все самому?
М.И.: Очень мало людей пойдет к кому-то за советом. В нашей стране практически разрушен институт наставничества. Если где-то есть какое-то наставничество, оно часто носит очень формальный характер. Крайне редко удается найти наставника, который поможет вам реально измениться. Возможность получать обратную связь от наставника, которому доверяешь, который всегда подскажет, что надо делать, это очень важно. Но, к сожалению, в жизни такие люди встречаются редко.
SJ: Какими принципами вы руководствуетесь в управлении компанией?
М.И.: В нашем издательстве мы стараемся отмечать даже маленькие успехи каждого человека. Поэтому люди от нас не уходят. Хотя они могли бы вписаться в любую компанию на очень хорошие позиции. Но большинство руководителей забывают сказать простые слова благодарности или дать обратную связь, рассуждая: «Я же плачу большие деньги, это и есть мое «спасибо». Но разве можно деньгами компенсировать внимание? Люди очень ценят внимание к себе и заботу о них. Во многих компаниях я встречал такой феномен: бизнес в порядке, люди зарабатывают очень много денег и т.д. Но, например, финансовый директор говорит: «Я несчастный человек! Мне даже никто «спасибо» не сказал, а я ведь большую работу сделал!»
Еще одна из самых распространенных ошибок проявляется, когда в компании появляются новые люди. Например, нанимают менеджера на топовую позицию и говорят: «Вот тебе фронт работ, полномочия, люди. Действуй!» Возникают вопросы: почему взяли человека «из ниоткуда», почему не выделили из своих сотрудников? Стресс у нового менеджера, стресс у сотрудников компании. И если нет отлаженной системы ввода новых людей, подобные проблемы будут продолжать возникать. По-моему, это сфера ответственности руководителя компании, лидера. Именно он отвечает за правильный ввод новых старших сотрудников.
SJ: Каким должен быть лидер?
М.И.: Лидерство — сложный термин. Мне кажется, это помощь людям в том, чтобы понять, чего они хотят, и в том, чтобы они добивались результатов. Я приведу пример. Иногда говорят: «Контекстная реклама в Интернете убьет баннерную». Контекстная реклама — это когда открываешь поисковую страницу, в строке поиска пишешь «холодильник», и появляется контекстная реклама справа. А баннерная — это когда ты не знаешь, что тебе нужно, но случайно видишь баннер, допустим, группа «Storm», барабанщики отличные приезжают. Ты не искал эту информацию специально, но увидел, что они приезжают, и пошел на концерт группы «Storm». В мире очень мало людей, которые действительно знают, чего хотят. Мы все время ищем, кому бы «отдаться», кто бы за нас придумал цель и повел нас вперед. И тогда мы бы у него всему научились, он был бы лидером для нас, и не стыдно будет в конце жизни сказать: «Я сделал это».
Даже сам процесс осознания того, чего вы сами хотите, работа в интересной команде, очень ценны. На мой взгляд, нет универсальной формы лидерства — зажигать людей яркими делами, добиваться, чтобы ваши цели стали их целями. Это, скорее, вид мироощущения человека, который природой в каждом из нас заложен. Мы все чего-то хотим добиться, сначала изменяя себя, а потом — весь мир.
SJ: Профессионалы растут в команде и однажды могут перерасти своего руководителя. Что делать лидеру?
М.И.: Возможно, это уникальный случай, но наша компания, по сути, — общество свободных агентов. Все, кто здесь работает, наняли меня генеральным директором, который обеспечивает финансы и функционирование всего механизма. Но у нас в команде есть специалисты, которые сильнее меня в своей предметной области. Артем Степанов, наш коммерческий директор, значительно больше умеет, чем я. Алена Макова, заканчивающая Финансовую Академию, обладает лучшими коммуникационными навыками. И они являются примером лидерства в своих областях знаний.
Это же фантастическая ситуация, когда вы работаете в настоящей команде сильных людей. Ваши сотрудники смотрят в рот и говорят: «Да, товарищ начальник, как вы гениально сказали»? Так начинается стагнация компании. Совсем другое дело, когда люди могут конструктивно спорить. Я очень ценю то, что наши сотрудники критически относятся к любым, в том числе моим, идеям. Это непростая задача — управлять такими людьми, ведь процесс должен протекать в едином русле, а не «каждый сам за себя». Но, к счастью, они доверяют мне какую-то часть общего руководства, жертвуя своей независимостью, взамен получая единство команды.
SJ: Портрет компании, который вы описали, выглядит идеализированным. Насколько велик процент подобных компаний сейчас в России?
М.И.: Таких компаний, конечно, очень мало. Вообще, процент людей, мечтающих создать какую-то инновационную компанию, весьма невелик. Проблема в том, что многие менеджеры больших корпораций разочарованы, они достигли пика карьеры, зарабатывают много денег, но им не интересно. Человек, достигший успеха в крупной компании, нередко попадает в своеобразную ловушку. У него стабильная работа на высокой позиции, платят нормально, практически нет рисков, полная социальная защищенность, твердое понимание, до какого уровня карьеры можно дорасти… Человек сидит и не дергается, но — ему не интересно.
Он знает свою функцию и выполняет ее. Скучно и посредственно. Ровно настолько, чтобы не уволили. Так у людей начинается внутренний кризис. И мне кажется, что, возможно, в России скоро произойдет взлет downshifting, когда люди с больших зарплат будут уходить на маленькие, но делать то, что им нравится.
Дата: 08.04.08
Другие статьи
|
|