Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Сравнивая стратегии выхода одной и той же компании на разные рынки, поневоле задаешься вопросом, чем обусловлен выбор. В частности, компания Kelly Services купила в Восточной Европе Talent Technology, но в России начинала свой бизнес иначе. Обращаясь к бизнес-истории крупнейшего российского игрока — компании АНКОР — можно заметить, что первые шаги по созданию региональной сети эта компания делала, используя модель франшизы, затем — схему дочерних предприятий. Еще один пример: чтобы выйти на украинский рынок, АНКОР купил местную компанию AddForce, входившую на тот момент в пятерку крупнейших в Украине. И, конечно, немало обсуждений вызвала информация о переговорах АНКОРа и Adecco о покупке компании. Мы обратились к Игорю Анатольевичу Хухреву с просьбой дать комментарии на тему экспансии на кадровом рынке.
SuperJob: Какова ситуация на российском кадровом рынке? Какие перспективы развития рынка вы видите?
Игорь Хухрев: В настоящее время рынок бурно растет. Появляются все новые и новые рабочие места. Особенно быстро развивается розничная торговля, финансовый сектор, строительство и логистика. Значительно увеличилось количество новых производственных предприятий. Все это свидетельствует о том, что вырастет спрос на соответствующих специалистов, включая рабочих. Кроме подбора постоянного персонала, в связи с демографической ситуацией возрастет потребность во временных сотрудниках.
Одновременно с этим увеличивается стоимость рабочей силы, что уменьшает привлекательность России для иностранных инвестиций. Я думаю, что в ближайшее время ситуация стабилизируется, и рынок вступит в стадию зрелости.
Емкость кадрового рынка России мы оцениваем приблизительно в 370 млн. долларов (сумма премий всех агентств).
SJ: Какие стратегии выхода на новые рынки возможны сегодня?
И.Х.: Для выхода на новые рынки используются две основные стратегии: «начало бизнеса с нуля» и «приобретение готового бизнеса». Первая не требует первоначальных крупных инвестиций (порядка 40-50 тыс. долларов) и чаще всего используется на растущих рынках, когда есть возможность стать лидером. На зрелых рынках, которые уже поделены между игроками, долю необходимо приобретать. Возможна комбинированная стратегия покупки миноритарного пакета с целью изучения сегмента и вероятного последующего выкупа компании.
Сегодня западные игроки выходят на российский рынок самостоятельно, за исключением компаний сегмента Executive Search, где приобретение бизнеса представляет собой приобретение консультантов с их клиентской базой. В настоящее время ряд ведущих отечественных агентств этого сектора ведут переговоры о продаже западным игрокам.
Консолидация внутреннего рынка пока идет вяло, так как западные компании не оказывают существенного влияния на эти процессы. Активную позицию в этом вопросе занимает только АНКОР, который сделал ряд приобретений за последние годы (Уфа, Киев, Новокузнецк) и планирует выкуп своих франчайзинговых офисов.
SJ: Какие стратегии выхода в Россию сейчас наиболее целесообразны? Чем обусловлена разница в выборе этих стратегий? Какого рода сделки с иностранными компаниями сейчас интересны российскому кадровому бизнесу?
И.Х.: Бизнес на рынках стран СНГ пока можно начинать с нуля. Эта стратегия вполне оправдывает себя на растущем рынке. Приобретение компании хотя и дает лучшую стартовую позицию, несет в себе два вида рисков. Во-первых, российский бизнес имеет совершенно иную организационную культуру, чем западный. Поскольку в нашем бизнесе приобретение компании предполагает, прежде всего, людей, можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудники покинут организацию из-за несовпадения культур управления. Другая зона риска - непрозрачность российского кадрового бизнеса. Даже если сегодня компания платит все налоги, это не значит, что такие риски не возникнут по прошлым периодам. В этом смысле можно сказать, что российские владельцы не готовы продавать свой бизнес. Холдинг АНКОР прошел через процедуру due diligence в рамках подготовки к сделке с Adecco: несколько месяцев мы занимались наведением порядка в нашей документации и отчетности.
Российские компании заинтересованы в сотрудничестве с западным бизнесом: с одной стороны, через иностранных игроков могут прийти новые клиенты, с другой — у них можно получить новые технологии. Эта выгода подчас не столь очевидна. Пока спрос превышает предложение, борьба за клиента не столь остра, как борьба за кандидата. Технологичность важна там, где конкуренция идет за счет снижения издержек. Пока же конкурентная среда позволяет российским компаниям быть неэффективными.
SJ: Ожидаете ли вы каких-либо конкурентов из числа иностранных компаний, планирующих выход в Россию? С какими проблемами столкнется иностранная компания при выходе в Россию?
И.Х.: Я думаю, что сейчас мы будем наблюдать массовое появление новых западных игроков. Рынок в России очень благоприятен по сравнению с рынками западных стран. Большинство ведущих игроков уже здесь, сейчас приходят компании второго эшелона. Они как раз и представляют реальную опасность для российского кадрового бизнеса, так как агрессивны и обладают гибкостью, которая не свойственна лидерам. Они быстрее адаптируются к местным условиям, но и они столкнутся со спецификой российского рынка, которая заключается в том, что помимо подбора персонала им придется делать за клиента значительную часть работы по организации процесса, и сотрудниками в этих компаниях будут российские рекрутеры, люди не западного менталитет
SuperJob.ru
Дата: 08.04.08
Другие статьи
|
|