Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Как правильно уволить подчиненного?
Уволить сотрудника — непростая задача для многих начальников. Есть даже такие, кто предпочитает годами терпеть нерадивых подчиненных, потому что боятся скандала. Можно решить проблему так, чтобы не стать врагом для уволенного и коллектива.
Психологи утверждают, что многие наемные работники жалуются на то, что часто просыпаются в холодном поту от снов, в которых их выгоняют с работы. Безусловно, увольнение для работника — большой стресс. Но не стоит думать, что страдает при этом только уволенный. Тот, кто берет на себя роль карающего ангела, то есть непосредственный начальник, зачастую мучается не меньше.
Действительно, для многих руководителей уволить сотрудника смерти подобно. При этом, увольняя работника, менеджеры часто совершают множество ошибок, за которые сами же расплачиваются. Эксперты разузнали, как правильно увольнять, чтобы не нажить себе врагов и не страдать от угрызений совести.
Краткость — сестра плохого начальника
«Начальник просто предложил мне написать заявление «по собственному желанию», — рассказывает Ирина, бывшая сотрудница аудиторской фирмы. На вопрос «почему?» он сказал только, что компания более в моих услугах не нуждается».
Психолог Алина Дубравина говорит, что такой способ увольнения порождает для начальства больше неприятностей, нежели сам нерадивый сотрудник. «Уволить без объяснений — значит оставить недосказанность, которая усиливает разочарование человека», — комментирует Алина. Такое поведение, как объясняет директор психологического центра Инна Дидковская, характерно для человека, который привык к директивному, авторитарному стилю управления. Таким образом, по мнению Инны, босс пытается обезличить сотрудника, воспринимая его не как человека, а как «винтик», деталь механизма. Начальнику важно понять, что такое поведение лишь усугубляет и без того болезненную ситуацию.
«Само по себе увольнение очень неприятно и может восприниматься как унижение, — говорит г-жа Дидковская. А не объяснить, почему уволили, — значит, еще больше унизить человека, показать ему, что он никто, если даже не заслуживает объяснений о причине увольнения».
К тому же такое поведение — явный сигнал для других сотрудников, ведь они могут решить, что отношение к ним не менее пренебрежительное. В конце концов, это может стать поводом для других работников (которые вполне устраивают руководство!) покинуть компанию. Чтобы избежать репутации «злого полицейского» и не потерять ценных сотрудников, начальник должен обязательно аргументировать увольнение любого работника. Таким образом он не оставит за собой никаких «долгов» и подозрений в субъективности — его позиция обоснована и открыта.
Не ждали?
«Об увольнении мне сообщили одним совсем не прекрасным утром прямо на собрании. Причем сказали уходить сразу. Это было так неожиданно, у меня был настоящий шок. Я собрала вещи и ушла, все сотрудники тоже были в оцепенении», — вспоминает юрист Анна Остапенко. И это еще одна типичная ошибка при увольнении работников. Так делать ни в коем случае нельзя! «Это создает шок и стрессовую ситуацию не только у уволенного сотрудника, — комментирует Инна Дидковская. Стресс надолго поселится во всем коллективе».
Сотрудники после такого инцидента теряют почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне. «Ощущение неопределенности — мощный источник недовольства в коллективе», — добавляет психолог. Это как убийство в концлагере, все будут ждать — кто следующий».
Понятное дело, в такой обстановке люди вряд ли смогут сохранить лояльность к компании. Скорее всего, ускорится текучка кадров, от чего пострадает и сам руководитель. Ведь набирать новую команду, обучать ее — дело не из легких.
А я что? Я ничего…
Порой руководители, желая облегчить момент расставания с дорогим коллегой, поручают миссию «карателя» другому человеку. «Меня просто вызвала секретарь и сообщила, что я уволен», — рассказывает Николай Беленко, бывший сотрудник одной производственной компании. В данной ситуации, как говорит Алина Дубравина, акцент делается на том, что подчиненный не заслуживает даже личной аудиенции великого царя, то есть начальника. «Разумеется, это сильно унижает человека. Хотя, на самом деле, причина проста. Босс боится сообщить неприятность лично», — поясняет Алина. Отказом принимать решение и озвучивать его начальник дискредитирует себя в глазах всего коллектива именно как управленец, подчеркивает г-жа Дубравина.
Потеряв авторитет среди подчиненных, он получит массу трудностей. В частности, руководителя просто перестанут уважать. А значит, управлять коллективом станет намного сложнее. И добиться положительных результатов от каждого конкретного работника будет весьма непросто. Конечно, можно «придавить бунт» очередными увольнениями, невыданными премиями и так далее. Но, опять-таки, после этого нужно будет набирать новых людей. Да и нервов придется потратить немало. Особенно если работник, уходя, устроит нешуточный скандал, что зачастую и происходит в подобных ситуациях.
Управляй и властвуй!
Некоторые руководители пользуются значительно более изощренными методами, нежели те, о которых мы рассказали выше. Эти современные Остапы Бендеры уверены, что могут обвести вокруг пальца целый коллектив. Но это не всегда так.
После нескольких серьезных просчетов одного из менеджеров директор компании Андрей решил, что работника нужно увольнять. Но поскольку боялся разрушить свой образ демократа и рубахи-парня, а также потерять поддержку коллектива, решил действовать исподтишка.
Путь истинный
Психологи советуют не использовать манипулятивных стратегий при увольнении сотрудника. По их мнению, кроме волнующих эмоций от ощущения власти над умами человечества, такие пути ни к чему хорошему не ведут. При увольнении нужно действовать открыто и соблюдать несколько простых правил.
Первое правило заключается в том, чтобы открыто сообщить человеку о причине решения. Психолог Инна Дидковская советует, что такое объяснение должно быть как можно более подробным, но при этом максимально толерантным. «Нужно помочь человеку проанализировать его (или ее) ошибки, чтобы в дальнейшем все сложилось более удачно», — говорит она.
Второе правило — ничего личного. Нужно дать человеку понять, что эта ситуация касается только его рабочего амплуа, но ни в коем случае его, как личности. Кроме того, психолог Светлана Ройз уверена, что поскольку само увольнение вызывает у работника реакцию острого горя, начальник непременно должен выдать какую-то компенсацию бывшему работнику.
Такой компенсацией может быть, к примеру, выплата выходного пособия или просто разговор, в котором руководитель выразит благодарность за то, что было сделано хорошо. Специалисты говорят, что подобная стратегия экономически более выгодна, так как позволяет сохранять контакты с работником (кто знает, а вдруг он когда-то понадобится). А также избавляет коллектив от лишней нервозности. Ведь когда босс действует прозрачно и предсказуемо, люди уверенно работают, зная, чего стоит ждать в кризисных ситуациях.
Источник: From-ua.com Дата: 11.08.08
Другие статьи
|
|