«Сегодня в сети популярность набирает исследование американских социологов иHR-специалистов о том, что в бизнес пришли представители поколенияY или «миллениалы». Это молодежь 1985-2000 года рождения, свободолюбивая, немного инфантильная, при этом амбициозная. В России с такими «недугами» мы уже сталкивались, оправдывать нежелание работать нигилизмом, перестройкой — да чем угодно. Я и многие мои коллеги-предприниматели воспринимаем истории про избранность поколения Y как очередное модное оправдание безделью», — рассуждает Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner.
Вспомните, еще совсем недавно социологи били тревогу по поколениюMTV, 1960-1980 года рождения. Было принято считать, что молодежь не интересует ничего, кроме музыки, красивой жизни, свободы. ПоколениеMTVотрицало запреты как поколение глобализации и рейва. Какая работа, если в моде рваные джинсы и косухи? Поднимать заводы и строить города было не модно — оставьте это кому-то в прошлом. Но тем не менее мы работаем, строим свои бизнесы, хотя предсказаний было ого-го.
Примерно такая же ситуация наблюдается с поколениемY. Люди более старшего возраста стараются найти какой-то особый подход к этим ребятам, оправдывают их безалаберность неумением работать в рамках, пытаются организовать работуY-профессионалов в игровой форме. Мне кажется, никакой эксклюзивной психологической основы у поколенияYнет, чтобы так осторожно с ними выстраивать коммуникации. Постараюсь объяснить свою точку зрения.
Dolcevita
ПоколениеYмечтает проживать жизнь как праздник: много путешествовать, не зависеть от кого-то, тратить деньги на развлечения, а не на ипотеку или содержание семьи. Теперь задайте вопрос себе — а разве вы сами не хотите жить легко? Думаю, мало кто откажется от dolchevita. И дело здесь не в поколении! На самом деле все мы хотим жить в достатке, при этом заниматься любимым делом, проводить много времени с друзьями и близкими, развиваться духовно и интеллектуально, открывать новые места и страны, быть здоровыми и успешными. Это нормальные желания психологически здорового человека.
Пока мы живем с родителями, мы получаем заботу, защиту от каких-либо материальных или социальных трудностей и проблем. Как только мы оказываемся наедине со взрослой жизнью, мы понимаем, что все достается с трудом. Часто молодые сотрудники поколенияYпроецируют отношения с родителями на отношения с работодателем. Они считают, что теперь их руководитель будет полностью выполнять все их желания и решать проблемы, как это раньше делали родители. Проще переложить ответственность за свои поступки на кого-то. Но никто кроме вас самих не будет отвечать за вашу работу и будущее. Есть хорошая поговорка — везет тому, кто сам себя везет.
Про творцов и криэйторов
Часто на собеседованиях можно сразу понять, получится ли у нас сработаться с потенциальным сотрудником или нет. Если человек не может определить, какие у него профессиональные и личные планы, в чем его конкурентные преимущества — нам не по пути.
В агентстве мы привыкли работать в режиме многозадачности, мотивировать друг друга к развитию, стремиться успевать все. К примеру, одна девушка на собеседовании утверждала, что она «красотуля», поэтому именно ее должны взять на позициюPR-менеджера. К сожалению, барышне пришлось отказать, не достаточно убедительно прозвучала её речь о профессиональных достоинствах.
В таких ситуациях часто вспоминается фраза из «GenerationП» про то, что творцы никому даром не нужны — всем нужны криэйторы. Другими словами, все мы очень высоко ценим себя и свой труд, холим и лелеем эго, однако по-настоящему работать умеют единицы.
Есть и плюсы
Я бы не стала категорично ставить крест на поколении миллениалов. Как и положено в молодости, ребята иногда наивно, иногда заносчиво и самоуверенно выражают позицию по отношению к миру и к работе в частности. Однако, у нового поколения работников, как у всех молодых, есть плюс — они быстро учатся.
Если человеку старшего возраста требуется достаточно много времени на изучение и адаптацию материала, глубинный анализ и сопоставление фактов, то миллениал способен «по верхам» собрать калейдоскоп фактов. Люди поколенияYкак энциклопедии. Да, на первый взгляд, структурного и основательного понимания тем нет, но зато миллениалы поражают начитанностью, кругозором и интересом ко всему новому.
Вместо выводов
HR-специалисты сегодня стараются идти на поводу у поколенияY: предлагают какие-то немыслимые соцпакеты в офисах, придумывают дополнительные системы мотивации и поощрения. Я все-таки думаю, что сказка про Емелю на печке сегодня не настолько актуальна. Любые бонусы, развлечения и сюрпризы должны быть за что-то. Если человек отлично проявляет себя в работе, берет на себя инициативу и с отдачей выкладывается на проектах всей команды — здесь уже не так важно, относится он к поколениюYили нет.