Создать хороший психологический климат в коллективе - важная задача для каждого руководителя. Ведь нередко работники предпочитают хороший коллектив большему денежному вознаграждению за свой труд и другим комфортным условиям труда.
Вот пять советов, как сделать каждый поход ваших сотрудников на работу - как на праздник.
Учитывайте психотипы подчиненных
Если говорить совсем упрощенно, то людей можно поделить на четыре типа темперамента: холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. Конечно, в реальности присутствуют и смешанные темпераменты, но все же доминирование какого-то одного темпераментного свойства бывает очень заметным.
Холерика можно распознать по высокому уровню работоспособности, выносливости, активности, а также инициативности и креативности.
Сотрудник с флегматичным темпераментом отличается спокойностью, медлительностью, вдумчивостью и основательностью. Он надежен и стабилен в отношениях.
Сотрудника-сангвиника вы узнаете по его активному, энергичному характеру, позитивному отношению к жизни, высокой работоспособности, общительности и развитому самоконтролю. Сангвиники ориентируются на построение карьеры и хороший заработок.
Меланхолика можно распознать по высокой эмоциональной чувствительности, ранимости, повышенной обидчивости. Человек с меланхолическим типом темперамента тяжело переживает неудачи, тревожный, не склонен к риску, тяжело воспринимают несправедливость и конфликты.
Понятно, что в зависимости от темперамента, разными сотрудниками нужно управлять по-разному. Например, холерик не любит излишнего давления, поэтому к нему лучше предпринимать умеренный, скрытый контроль, а для сангвиника важно создать видимость перспективы карьерного процветания, иначе он не будет видеть смысла в своей работе и уволится. Таких нюансов много, и лучше знать их все и учитывать в работе.
Предотвращайте конфликты
Поддерживайте прозрачность - сотрудники должны понимать что происходит с ними, с отделом и с компанией. Как только сотрудники перестают понимать, что происходит, они начинают что-то домысливать или искать того, кто виноват в их бедах. Выслушивайте людей - тогда вы сможете заранее понять, что назревает какой-то конфликт. Лучше разрешить только начинающийся конфликт, чем потом мучительно разбираться в кровавой мясорубке. Об этом подробнее можно почитать в нашейстатье. И, конечно, старайтесь избегать фаворитизма. Фаворитизм - это лучший способ создать конфликт самому: как только вы кого-то приближаете, а кого-то отдаляете, вы сами создаете почву для деления коллектива на группки, на любимчиков и аутсайдеров - и тут жди беды.
Проводите командообразующие мероприятия
Конечно, пятничные посиделки в офисе, а также мероприятия на 8 марта, 23 февраля и Новый год - это хорошо, но может быть лучше. Меняйте сеттинг - вывозите коллектив на природу или в боулинг, куда больше нравится. Главное - это неформальная обстановка подальше от рабочих мест. И мы, конечно же, за здоровый образ жизни и не можем пропагандировать алкоголь - но он, безусловно, работает, и как средство сближения коллектива, и как ускоритель решения сложных рабочих вопросов в нерабочее время.
Проявляйте заботу
Каждому руководителю полезно знать не только когда у ваших подчиненных дни рождения, а еще их увлечения, и даже количество детей. Понятно, что знать имена детей и жен - это для многих непосильный труд, и это задача отдела кадров, да и вам как человеку может быть вообще не близка тема детей, но вашему сотруднику это может быть очень важно. Помните об этом.
Читайте правильные книги
В мире так много бизнес литературы не только потому, что она хорошо продается, а еще потому, что она работает. Важно уметь не только мотивировать сотрудников, заранее поделив их на типы, но и понимать вашу команду на более глубоком уровне, уметь понимать каждого человека. Понятие эмоционального интеллекта уже давно вышло за пределы практической психологии и стало обыденной жизнью многих людей. Научиться понимать окружающих, предотвращать конфликты и доносить любую мысль до сотрудников вам помогут книги, например:
- “Эмоциональный интеллект” Дэниела Гоулмана
- “Общаться с ребенком. Как?” Юлии Гиппенрейтер
- “Спасти заложника” Джорджа Колризера
- “Conscious Business” Fred Kofman
Тут, как и в любом деле, главное - начать, и делать это регулярно.
Не забывайте, что настоящая психологическая совместимость - это не только доброжелательность в отношениях с сотрудниками, но и беспокойство за фирму, отождествление своих интересов со стремлениями коллектива. Кто еще может быть примером, если не руководитель?
В наших следующих статьях мы планируем раскрыть каждую из этих тем подробнее. Оставайтесь с нами!
Автор: Лилия Воронина.