Несмотря на насмешки скептиков по поводу бессмысленного поиска недостижимого идеала, менеджеры по подбору персонала каждый раз, перед тем, как открыть вакансию, рисуют портрет образцового кандидата. А как еще сориентироваться в огромном потоке соискателей, если нет четких ориентиров, кого искать?
Так вот ты какой, идеальный кандидат!
Наслышанные о столь почтенном господине, которого мечтает видеть в своей компании любой работодатель, соискатели задаются вопросом: что же он собой представляет? «Нашим работодателям студенты не нужны, молодые мамочки не нужны, а когда отучишься и вырастишь детей — простите... возраст уже! Исходя из этого, может хоть один работодатель объяснить, кто же является идеальным кандидатом?», — интересуется наша читательница Екатерина.
По мнению Майкла Стивенса, автора книги «Выигрывая на вашем собеседовании. Полный набор действий», идеальный кандидат — это человек с высшим образованием и хорошим опытом работы. Он быстро обучается, инициативен, коммуникабелен, энтузиаст. Он умеет работать в команде, способен применить выдержку в экстремальных ситуациях и быстро адаптируется к новым условиям. Он всегда готов помочь, дружелюбен, заботлив, тактичен, умен, с чувством юмора. Кроме того, он обладает отменным физическим здоровьем, с восторгом принимает известия о срочных командировках, авралах и работе по выходным дням.
Отечественные практики, которые каждый день посвящают себя поиску лучших из лучших, продолжают список. «Это человек с красивым логичным резюме, который еще при рождении знает, чему он будет учиться и чем потом заниматься, — комментируетСтанислав Сметана, старший консультант группы "Консорт". —Такой кандидат работает в каждой компании по три года, причем каждые полтора года его повышают. Он среднего уровня амбициозности, нацелен на развитие, но не гнушается и руками поработать». Дополняют портрет идеального кандидата такие качества, как: профессионализм, адекватность ожиданий и требований, пунктуальность (обязательность).
Нельзя не признать, что такой набор личных и профессиональных качеств подходит скорее эфемерному существу, нежели живому человеку. Но коль они заняли прочную нишу в воображении работодателей, нужно стремиться к тому, чтобы иметь в своей трудовой биографии хотя бы некоторые пункты из приведенного выше списка.
От добра добра не ищут
Быть идеальным невозможно, справедливо считают соискатели. К счастью, это понимают и эйчары. Как оказалось, образ идеального кандидата необходим менеджерам по подбору персонала только на первом этапе работы над вакансией, а дальше слепая погоня за образцом лишь сильно ограничивает круг поиска. Поэтому рекрутеры готовы идти на уступки. Ведь случается так, что кандидат имеет неидеальное резюме или неидеальный опыт работы, но в итоге оказывается именно тем профессионалом, который необходим работодателю.
«Безусловно, компания хочет видеть у себя в штате человека, подходящего под все требования. И задача рекрутера — найти именно такого соискателя, — рассказываетМария, HR-менеджер крупного московского банка. — Хотя зачастую, в процессе интервью, работодатели меняют первоначальные требования, и портрет идеального кандидата меняется. Нередко работодатель готов принять на работу соискателя, не соответствующего формально всем требованиям. Например, в случаях, когда человек готов обучаться, инициативен, активен, имеет подходящий опыт, хорошие рекомендации и мотивирован на работу в этой компании».
Более того,Станислав Сметанасчитает, что компаниям даже выгодно брать неидеальных кандидатов. «Работодатель чаще хочет видеть человека, который делал уже то, что требуется, в другом месте. Но эффективнее тот сотрудник, который при переходе на новую работу увеличивает 30-40% своего прежнего функционала. То есть выигрывает работодатель, принимающий к себе сотрудника «чуть на вырост», нежели перекупающий с аналогичной должности у конкурента.
Именно поэтому эксперт советует вести поиск кандидатов сразу по двум направлениям: искать лучших и не отказываться от имеющихся.
Ловись, соискатель идеальный и неидеальный
Внимательнее присматриваясь к личности каждого соискателя и лавируя между жесткими требованиями вакансии, рекрутеры уверены, что шансы найти идеального кандидата высоки. Но в данном случае речь уже идет не о мифическом идеальном кандидате как таковом, а о специалисте, чей конкретный опыт и навыки оптимально пригодятся для выполнения определенной работы.
«Прямой работодатель может пригласить с открытого рынка и не самого подходящего на первый взгляд кандидата, который часто оказывается не менее успешным, чем «идеальные». Но агентства вынуждены продавать товар лицом, т. е. посредством красивого резюме» — резюмируетСтанислав Сметана.
В погоне за идеалом эксперты советуют также не забывать, что идеальный кандидат может прийти только к идеальному эйчару, работать в идеальной компании и на идеальных условиях.
Автор: Rabota.ru