В сфере подбора персонала, важным окружением являются три важных участника проекта:заказчик, исполнитель и кандидат.
Это звучит несколько цинично, однако остается фактов, что в проекте по подбору персонала- кандидат будет тем «продуктом», который необходим для нашей деятельности.
В последнее время мы столкнулись со снижением активности кандидатов на рынке труда, уменьшение количества молодых специалистов, увеличением числа кандидатов из возрастной категории «тем, кому за 40». Это влияет на результаты работы рекрутеров.
Давайте рассмотрим подробнее остальных участника проекта.
Второй участник: Заказчик - внутренний или внешний.
- Внешний заказчик – представитель компании-работодателя, в которую нанимается сотрудник
- Внутренний заказчик- представитель отдела, департамента, в который нанимается сотрудник
- Третий участник: Исполнитель- также может быть внутренний или внешний исполнитель.
- Внутренний исполнитель - это представитель внутренней службы персонала или любой сотруд-ник, отвечающий за подбор персонал.
- Внешний исполнитель- это компания оказывающая услуги по подбору персонала или фрилан-сер.
Рассмотрим, что из себя представляют внутренний и внешний подбор.
Внешний и внутренний подбор можно разделить на две категории:
Первая категория определяется по источнику поиска сотрудников. Вторая категория — по исполнителю.
Внешний подбор с точки зрения исполнителей — это поиск и подбор выполняет внешний исполнитель. Т.е. это — рекрутинговая компания или фрилансер.
Общаясь между собой, менеджеры по подбору персонала часто говорят, я работаю во внешнем подборе. Значит, он работает в рекрутинговой компании или кадровом агентстве, или фрилансером. И наоборот, я работаю во внутреннем подборе — значит, работает в компании, занимается подбором под внутренние цели и задачи своего работодателя.
Вторая категория по источнику поиска.
Внешний подбор — поиск и подбор кандидатов из числа активных соискателей, тех, кто направил вам свое резюме или разместил свое резюме в открытых источниках. Это — все рассматриваемые вами кандидаты, не работающие внутри вашей компании.
Внутренний подбор — это подбор кандидата на вакансию, из числа подавших заявку, резюме, работающих внутри компании или выбранные вами из кадрового резерва.
Процесс внутреннего подбора чаще всего основывается на кадровом резерве компании.
Особенности внутреннего и внешнего заказчиков подбора персонала.
Кто может быть заказчиком подбора?
Заказчиком может быть любое лицо компании, принимающее решение о найме необходимого специа-листа или его представитель. Для кадровых агентств представителем такого заказчика, как правило, является служба персонала.
Также вы должны быть готовы к тому, что иногда заказчиком будет человек, не принимающий решение о найме.
Например, нам часто приходится взаимодействовать с представителями службы персонала, которые не принимают решение о соответствии кандидатов, предъявляемым требованиям. В таком случае служба персонала выполняет координационные функции.
Наиболее часто такая тенденция встречается в IT-проектах.
В нашей практике был проект, когда служба персонала организовала телеконференцию с нанимающим менеджером, не только для того, чтобы мы могли получить информацию из первых рук, а также для того, чтобы самим услышать более подробную информацию о позиции.
С одной стороны, работа с нанимающим менеджером удобна, т.к. вы имеете доступ к первоначальной информации. К сожалению, не все руководители имеют навык формулирования требований к своему подчиненному. Во внутреннем подборе Вы можете столкнуться с формулировкой: «Вы как профессионал —сами знаете, кто нам нужен». И тогда можно допустить ряд ошибок. Когда собственные ощущения расходятся с ожиданиями непосредственного заказчика.
Поэтому всегда согласовывайте и утверждайте критерии поиска и подбора у непосредственного заказчика или его представителя. Старайтесь вести поиск не только на основании внутренних ощущений, а на основании подписанной со стороны заказчика заявке.
Также бывает, что на Позицию ассистента руководителя Ген. Директора, заявку подает действующий помощник. В данном случае вы можете столкнуться с наложением своего собственного видения ситуации. Попытки описать не предъявляемые требования к кандидату, а самого себя.
Редко, но встречается ситуация, когда ваш заказчик ищет руководителя самому себе. В таком случае Вы можете столкнуться с ситуацией, что предъявляемые требования не будут соответствовать представлениям принимающего решения лица.
Как известно, каждое следующее передающее звено искажает первоначальную информацию. Поэтому наиболее удачным в сфере подбора персонала будет сотрудничество с лицом, принимающим решение о найме.
Структура проекта «Подбор персонала»
Каждый проект имеет свой жизненный цикл.
Как и в других сферах, так и в рекрутменте проект будет разбит на три этапа.
Первый этап —Подготовка проекта.
Данный этап состоит из:
- Снятие запроса у заказчика.
- Составление описание позиции.
- Разработка рабочих материалов.
- Подготовка объявлений.
- Определение тактики поиска.
Второй этап — Осуществление поиска и отбора кандидатов.
Виды работ:
- Скрининг резюме.
- Проведение телефонных и/или интерактивных интервью.
- Подготовка информации о кандидате.
Третий этап — Пост проектный мониторинг.
Виды работ:
- Выход кандидата на работу.
- Курирование кандидата в течение испытательного срока.
- В случае необходимости, выполнение замены уволенного сотрудника.