«Вставай!/ Иди!/ Гудок зовет, и мы приходим на завод. / Народа – уйма, целая тысяча двести. /Чего один не сделает – сделаем вместе», – писал в разгар индустриализацииВладимир Маяковский. Прошел без малого век. Ценности изменились. Какой должна быть кадровая политика современного производственного предприятия? Обсуждаем тему с заместителем директора департамента управления персоналом«Объединенной судостроительной корпорации» Мариной Данильченко.
E-xecutive.ru:Удовлетворяет ли корпорацию качество подготовки рабочих, которые приходят к вам из профессиональных училищ?
Марина Данильченко:Сейчас ПТУ нет, они переформатированы в колледжи. Выпускникам технических колледжей не хватает, прежде всего, практических навыков. Во-первых, теоретическую часть в колледжах преподают люди, которые уже по большей части отстали от современных технологий. Во-вторых, существующая в колледжах производственная база в основном устарела, она отличается от той базы, которая есть на наших предприятиях.
E-xecutive.ru:Как вы решаете эту проблему?
М.Д.:Обучаем рабочих в собственных учебных центрах. Те, которые прошли обучение в этих центрах, имеют все навыки и знания для работы внутри компании. Они готовы сразу к работе, поскольку получают и теоретическое образование, и практические навыки, работая с наставниками на производстве. Во время учебы они получают и стипендию, и заработную плату.
E-xecutive.ru:Сколько учебных центров работает в корпорации?
М.Д.:Основные предприятия корпорации расположены в Санкт-Петербурге, Северодвинске, Мурманске, на Дальнем Востоке и в Астрахани. На основных производственных предприятиях в этих городах существуют собственные учебные центры для подготовки и переподготовки производственного персонала.
E-xecutive.ru:Кто преподает в этих центрах?
М.Д.:Штатные преподаватели и сотрудники, которые работают на производстве. Мы привлекаем квалифицированных мастеров обучения, в том числе людей пенсионного и предпенсионного возраста, лучших специалистов отрасли через создание системы льгот и высокой оплаты труда по результатам обучения. Они досконально знают все особенности производственной деятельности, и мы уверены в качестве их работы.
E-xecutive.ru:Как вы готовите работников более высокого уровня – например, инженеров?
М.Д.:Помимо производственных предприятий, в состав нашей корпорации входят конструкторские бюро. В эти подразделения мы принимаем людей, которые окончили профильные высшие учебные заведения. Когда молодые специалисты приходят на работу в бюро, то получают все необходимые знания, опыт и навыки. Их карьера развивается внутри корпорации, при этом они могут переходить из одного бюро в другое, сохраняя принадлежность к отрасли – в бюро мы берем специалистов только из судостроения.
E-xecutive.ru:Как вы планируете потребность в инженерах и рабочих?
М.Д.:Мы действуем в рамках единой системы отраслевого заказа. Собираем и анализируем информацию о кадровой потребности предприятий. Данные собираются по специальностям и направлениям. Эта работа позволяет определять зоны возможного дефицита, прогнозировать, представителей каких специальностей надо готовить. Кроме того, в рамках этой программы мы ведем мониторинг качества и контролируем исполнение образовательного заказа.
E-xecutive.ru:Студент заранее знает, как будет развиваться его карьера после окончания вуза?
М.Д.:У нас сохранилась эффективная система взаимодействия завода и вуза – ВТУЗ. Когда студент решает, что он пойдет учиться в наш профильный институт в Северодвинске, он заключает трудовой договор с предприятием и параллельно зачисляется на первый курс Северодвинского филиала Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Став сотрудником предприятия, он получает заработную плату – гарантированные 13 тыс. рублей. Часть рабочего дня он работает, а часть времени проводит непосредственно в университете. Студент с первого курса находится на предприятии и представляет себе его специфику. На старших курсах он работает только на предприятии, проходя производственную практику. В процессе обучения он получает ясное понимание того, кем он будет работать на предприятии после получения диплома. При этом начинает он с получения рабочей специальности, с низовых должностей. Такая система отлично зарекомендовала себя.
Объединенная судостроительная корпорация контролирует 80% судостроительной отрасли России. В корпорации работает около 85 тыс. человек. Производственные предприятия и конструкторские бюро расположены в четырех регионах: западном (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород), северном (Северодвинск, Мурманск), дальневосточном (Владивосток, Хабаровск), южном (Астрахань, Новороссийск, Темрюк, Туапсе). Корпорация производит продукцию гражданского – буровые платформы, шельфовую технику, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях – и военного назначения.
E-xecutive.ru:Какие специальности на сегодня самые дефицитные?
М.Д.:Рабочие, имеющие высокий (пятый, шестой) разряд: сварщики, станочники, мастера по обработке металла. На этих специалистов спрос очень большой. За тех же станочников и сварщиков мы конкурируем с предприятиями из других профессиональных областей. Также есть нехватка производственных инженеров и технологов, которые готовы разбираться в специфике судостроительной деятельности. В этой сфере работают либо специалисты старшего поколения, сумевшие выжить в сложные времена 1990-х, либо молодые выпускники вузов, не обладающие достаточным опытом. Инженеров и рабочих 30-45 лет очень мало. Данный средний слой просто вымыт, и нам приходится восполнять эти потери.
E-xecutive.ru:Как именно вы это делаете?
М.Д.:Корпорация разрабатывает и внедряет программы, предусматривающие привлечение и закрепление в отрасли талантливой молодежи. Удерживаем молодых сотрудников возможностью карьерного роста. На многих предприятиях есть советы молодых специалистов, которые помогают молодым сотрудникам расти профессионально и карьерно. Кадровый резерв вырастает через эти советы. Мы сейчас очень плотно работаем над тем, чтобы заинтересовывать молодых специалистов жильем. Я недавно вернулась из Мурманска, где расположенСудоремонтный завод «Нерпа». В 2014 году они пригласили на предприятие 13 молодых специалистов, которые окончили обучение по специальностям кораблестроения. Им предложили работу, места в общежитии. На предприятиях Северодвинска строится жилье, которое, в первую очередь, мы предлагаем молодым семьям. Человек, придя на предприятие, некоторое время должен поработать, чтобы показать профессионализм и желание трудиться здесь дальше. Только после этого мы готовы обеспечить его жильем.
E-xecutive.ru:Вам действительно удастся преодолеть поколенческий разрыв между специалистами предпенсионного возраста и молодыми, но неопытными работниками?
М.Д.:В этой теме есть множество аспектов. На многих предприятиях сохраняется старое оборудование. Как его обслуживать, знают только люди старшего поколения. Если на завод приходит новое оборудование, нам проще привлекать к работе на нем молодежь. При этом есть проблема, которая редко обсуждается, но тем не менее существует: старшее поколение не очень охотно делится знаниями. Эту проблему мы решаем через механизм наставничества. Таким образом, негативный эффект от отсутствия специалистов средних лет компенсируется технологическим обновлением: молодым интересно работать на новом оборудовании, и мы, зная это, строим программу учебных центров таким образом, чтобы человек имел представление о работе станков разного поколения. В свою очередь в конструкторские бюро молодые идут более охотно, их привлекают инженерные должности, где есть интересная, творческая работа, которая хорошо оплачивается.
E-xecutive.ru:Распространена ли в компании миграция? Переезжают ли специалисты в рамках корпорации из одного региона в другой?
М.Д.:Да. Это приветствуется. Судостроители часто мигрируют между предприятиями: у нас очень длинный цикл производства, и, если на каком-то предприятии работники не востребованы, мы приглашаем их поработать на других своих заводах. У нас много предприятий в Санкт-Петербурге: там более конкурентный рынок и сложнее найти персонал. В Северодвинске у корпорации три предприятия, они обмениваются персоналом друг с другом. На Дальний Восток в силу специфики региона привлекать специалистов очень сложно. В Астраханской области очень узкий рынок: там работает несколько наших предприятий, и взять специалистов практически неоткуда.
E-xecutive.ru:Есть ли в корпорации конструкторы будущего, футурологи, представляющие, как должны выглядеть корабли XXI века?
М.Д.:Футурологов нет, но мы участвуем в мировом чемпионате сквозных рабочих профессий World Skills – к нему присоединилась и Россия. В конце октября – в начале ноября 2014 года в Екатеринбурге прошел первый Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности World Skills Hi-Tech. На этом чемпионате Агентство стратегических инициатив провело форсайт-сессию по моделированию профессий будущего. Мы пытались заглянуть в 2035 год и определили, что рабочий класс никуда не денется, но очень сильно трансформируется. Это будет что-то среднее между рабочим и инженером. При этом множество простых операций будут выполнять роботизированные комплексы, а не люди.
E-xecutive.ru:Используется ли в корпорации система грейдов?
М.Д.:Грейдов как таковых нет. У нас сохранилась классическая советская система: разряды у рабочих, категории у инженерно-технических специалистов плюс система премирования. На этой основе и строится доход работников. Тем не менее, мы будем вводить грейдинг, пересматривая систему оплаты труда в 2015-2016 годах. Сейчас анализируем, как это сделать, чтобы не навредить отлаженным производственным процессам. Будем опираться на лучший мировой и отечественный опыт.
E-xecutive.ru:Какая проблема для вас сегодня является «Проблемой номер один»?
М.Д.:Привлечение рабочего персонала. Мы с коллегами в рамках World Skills Hi-Tech обменялись мнениями и пришли к пониманию, что это – главная проблема для всех крупных производственных компаний. Начинать ее решение надо даже не со школы, а с детского сада: нужно элементарно выпускать конструкторы, чтобы дети имели возможность создавать модели собственными руками. В школах Северодвинска действует муниципальная программа «Профориентация детей и молодежи в Северодвинске для кадрового обеспечения судостроительного кластера на 2013-2015 годы». В рамках этой программы проводятся технические конференции и олимпиады для школьников. Мы формируем механизм мотивации педагогов общеобразовательных школ, преподающих предметы, критичные для будущего выбора профильных судостроительных специальностей – есть система грантов для участников и победителей конкурса учителей физики. Нужно менять образ профессии. Нужно объяснять, что быть рабочим – престижно и выгодно: квалифицированный рабочий на нашем предприятии в Санкт-Петербурге в среднем получает 50-60 тыс. рублей в месяц. Это интересная и почетная работа, за которую людям дают не только премии, но и государственные награды.
Марина Сипатова,
редактор журналистского агентстваСС 20