6 основных тенденций в управлении персоналом сферы HoReCa ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.

6 основных тенденций в управлении персоналом сферы HoReCa


Управление массовым персоналом в индустрии общественного питания и гостеприимства существует и развивается как-то обособленно, сочетая новейшие тенденции HR с архаичными практиками, и все это — в рамках своей специфики. Учитывая это, портал Rabota.ru проанализировал, какие тенденции в управлении человеческими ресурсами будут особенно актуальны в сфере HoReCa в ближайшее время.


1. Управление брендом работодателя как рекрутинговая стратегия

За исключением ряда ведущих компаний, знания большинства работодателей в управлении HR-брендом ограничиваются заказом ярких картинок с улыбающимися кассирами и призывом стать одним из них. Тем временем, привлечение персонала становится все более насущной проблемой, помочь в решении которой может как раз управление имиджем работодателя в целом. Ограничиться картинками уже не получится.

Из-за демографического кризиса начала девяностых сейчас на рынке стало меньше соискателей в возрасте 18-22 лет, а это — основная целевая аудитория для рекрутеров гостиниц и ресторанов. Более того, многие из этих молодых людей получают или уже имеют высшее образование, что сказывается на их амбициях. Некоторые из них не желают работать на массовых позициях, у многих — высокие зарплатные ожидания.

Так что конкуренция за рабочую силу среди работодателей отрасли HoReCa высока. К тому же предложения конкурентов практически не отличаются друг от друга. Какие могут быть различия в функционале между официантами в разных пищевых сетях и хостес в разных отелях?

В этой ситуации на первый план выходит бренд работодателя — ценностная и эмоциональная составляющая работы. Именно эмоциональная привлекательность компании может склонить решение соискателя в ее пользу. Значит, HR-бренд становится особенно актуальным именно как часть рекрутинговой стратегии.

Для компаний, специализирующихся на услугах для больших слоев населения (к каковым относится большинство организаций индустрии питания и почти все розничные компании), бренд работодателя тесно связан с брендом организации.

2. Применение технологий Executive Search для подбора ведущих поваров

Рекрутинговая технология Executive Search, которая (как видно из ее названия) была разработана для подбора менеджеров высшего и (реже) среднего звена, все чаще применяется для поиска высококлассных специалистов. Данная тенденция коснулась также ресторанного бизнеса. При непрерывном развитии отрасли компании часто испытывают нехватку системообразующих специалистов кухни: шеф-поваров.

Характерна история шеф-кондитера Лорана Морено, которого сеть кондитерских «Счастье» нашла, перелопатив массу профилей в профессиональной соцсети.

3. Отдел по работе с персоналом будет отвечать за эффективность распоряжения ресурсами

Помимо обычной отчетности по использованию HR-бюджета может получить распространение отчетность по эффективности инвестирования в подбор и управление персоналом. В сферах питания и гостеприимства на специалистов по персоналу ложится большая ответственность за работу в компании в целом постольку, поскольку она зависит от персонала, точнее, от его наличия в необходимом количестве, профпригодности,мотивации.

HR-специалисты не только все чаще берут на себя организацию не только подбора, но и обучения и мотивации сотрудников. Вместе с тем бизнесу важно убедиться в том, что наличие этих функций оправданно и эффективно. В силу этих причин отрасль HoReCa, скорее всего, не останется в стороне от усиливающейся тенденции к соблюдению финансовой эффективности, которая наблюдается в сфере управления человеческими ресурсами.

Доказать эффективность инвестиций в управление персоналом HR-специалисты могут при помощи методологии ROI, где коэффициент эффективности рассчитывается как результат деления прибыли или экономии, полученной в результате HR-проекта, и расходов на него.

4. Смещение фокуса внимания с профессиональных качеств на личные (для массовых должностей)

Директор по персоналу одной из розничных компаний как-то признался на профильной конференции: «Мы рады, когда к нам приходит хоть кто-нибудь». В таких условиях — не до придирок к профессиональным качествам. Тем более что в функционале большинства массовых позиций нет ничего такого сложного, чему нельзя было бы быстро научиться.

Но все же есть тот минимум компетенций, набор которых принципиален для работодателя. Это — личные качества, психологические компетенции. Именно они составляют все большую долю требования к соискателям. А главным фильтром при приеме на работу становится личностная диагностика. Тенденция HRM в сфере HoReCa — усиление этой тенденции.

В самом деле, в роли официанта или работника кухни можно представить юного недоучку, но невозможно — человека угрюмого, косноязычного, конфликтного, или склонного к воровству. Поэтому среди требований к личным качествам кандидатов лидируют:коммуникабельность, интерес к работе и честность.

5. Внимание к факторам производительности труда персонала (вознаграждение и мотивация)

Незаинтересованные, немотивированные работники способны испортить отношения с клиентом ресторана или отеля. Но принуждения и контроля недостаточно: сотрудники должны быть заинтересованы в качестве своей работы внутренне, иначе недовольство рано или поздно проявится. Примерно так рассуждают прогрессивные специалисты по персоналу ресторанов и гостиниц.

Поэтому особое внимание направлено на мотивацию персонала. Развиваются две параллельные практики: с одной стороны — компенсации и льготы, с другой — вовлечение и управление корпоративной культурой. И то, и другое начинает играть все более заметную роль в управлении персоналом индустрии гостеприимства.

6. Новые технологии и упрощение процедуры массового подбора

Потребность в быстром закрытии большого количества вакансий наряду с типизацией требований и функционала породили феномен массового подбора: отправление одного отклика нескольким десяткам кандидатов одним кликом (как на Rabota.ru), массовые собеседования, минимальная проверка. Проблема в том, что ускорение подбора может отрицательно сказаться на качестве оценки принципиальных для работодателя характеристик кандидата.

Решение — в максимальной автоматизации того и другого. Ускорить процесс подбора и расширить его охват помогут мобильные приложения по поиску работы, массовое размещение объявлений, провоцирующих соискателя на обратную связь (анкеты на месте работы или в интернете), подписка на резюме работных порталов. Для того же, чтобы подбор был более качественным, автоматизируются входные испытания: теперь собеседованию все чаще предшествуют анкеты, психологические тесты, предварительные задания в интернете и бизнес-игры с участием нескольких кандидатов.

В ближайшем будущем портал Rabota.ru опубликует исследование, раскрывающее взгляд работников сферы HoReCa на сильные и слабые стороны условий работы в данной сфере.


Автор: Аналитический центр портала Rabota.ru



Дата: 08.07.14

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп