Этот список ужасен. Но именно это и делает его обязательным к прочтению и последней горькой каплей, благодаря которой вы скажете: «Я устал. Я ухожу» и покинете компанию, чтобы не стать главным свидетелем похорон собственной карьеры.
Перед вами десять самых веских причин попрощаться с компанией уже сегодня. Когда вы устраиваетесь на работу, будущая организация и коллектив видятся чуть ли вторым домом и семьей, с которыми хочется провести в любви и согласии не один год. Однако суровая правда жизни вносит свои коррективы – все счастливые сотрудники улыбаются одинаково, а вот те, кто собрался увольняться, располагают массой аргументов против своих работодателей. И так, как понять, что нагрянул карьерный кризис и пришло время менять работу?
Вас трясет от одной мысли, что завтра опять придется идти на работу
Утром понедельника вы начинаете мечтать о пятнице. Это один из самых первых «звоночков». При этом, по словам главы дивизионаVENTRA SPB Татьяны Сотниковой, поводом для офисной грусти и мыслях о смене работы для линейного сотрудника и управленца могут стать очень разные вещи. «Как правило, то, что является критичным на руководящей позиции, для линейного сотрудника может показаться бессмысленными терзаниями», – отмечает специалист.
Ваш труд недостаточно оплачивают
Наступает момент, когда обязанностей становится все больше, а зарплата не растет. При этом компания успешно развивается, а это не отражается на вашем вознаграждении, поэтому, возможно, пора идти дальше. Руководитель департамента подбора персоналаBrightmen Solutionsгруппы компанийCornerstone Анна Карповаотмечает, что причиной финансовой неудовлетворенности сотрудников могут также послужить постоянные и длительные задержки в выплатах заработной платы, невыплаты, необоснованное сокращение заработной платы, соцпакета вследствие кризиса в компании. Нередко последней каплей становится накопившаяся гора вопросов, решение которых откладывается в течение долгих месяцев, а сотрудника продолжают снабжать обещаниями, не подкрепленными действиями.
Понимание того, что вы не вписываетесь в текущую культуру компании
На этот симптом хронического недовольства работой указывает старший консультант HI-Tech практики рекрутинговой компанииMarksman Ольга Сергеева. По ее словам, в этом случае возникает различие между моральными и этическими нормами, которые используете вы и компания. В свою очередь, управляющий директорRational Grain Ольга Степановаотмечает, что сотрудники нередко перестают разделять ценности компании, когда последняя меняет курс и сложно приходится именно носителям прежних ценностей. «В таких случаях вместо привычного «мы сделали, добились, планируем сделать», вы начинаете говорить «я». Возможно, вы просто переросли свою компанию», – говорит Ольга Степанова. Анна Карпова считает, что идеологический разнобой нередко появляется в результате смены руководства и политики компании, не отвечающей вашим принципам работы и потребностям.
Хроническое физическое и эмоциональное переутомление
По словам Ольги Сергеевой, тем, кто каждый выход на работу расценивает как пытку, пора задуматься о том, чтобы сменить компанию. Другие смежные с этим пунктом симптомы – условия труда, несоответствующие нормам, ненормированный рабочий день, необходимость брать работу на дом и так далее. Специалисты уверены – если вы заставляете себя работать и используете любую возможность заняться чем-то другим – увольнение по собственному желанию не за горами.
Вы решили кардинально сменить сферу деятельности
Данная причина является не только поводом сменить надоевший офис костюм на экипировку дайвера или сетку пчеловода, но и трендом современности. По словам Татьяны Сотниковой, мысли о том, что ты занимаешься не своим делом, все чаще посещают молодых специалистов. Именно это качество делает переходное поколение X-Y таким раздражающим для руководителей старой закалки. «Среди моих друзей много тех, кто еще не достиг 30-летнего рубежа, а уже руководит крупными департаментами в известных международных и российских компаниях. И от некоторых из них я все чаще слышу рассуждения, что работа и внутреннее развитие – это разные вещи, не связанные между собой. В результате кто-то, будучи региональным менеджером по продажам одной из крупнейших FMCG-компаний, уезжает в Индонезию спасать черепах, а кто-то, будучи HRBP крупного международного банка, летит в Таиланд учить туристов нырять с аквалангом. По их мнению, их работа должна приносить пользу окружающим или хотя бы, как минимум, радость им самим. А продажа лишнего центнера хлопьев или очередной суперновый выгодный кредит для пенсионеров – это не то, чем они будут гордиться в старости и с лукавым прищуром рассказывать внукам», – говорит Татьяна Сотникова.
«Еще одна моя подруга, проработав много лет в крупном международном кадровом агентстве, решила, что вместо HR хочет стать, как она себя называет, «профессиональным алкоголиком». И записалась на курсы сомелье. С того дня прошло уже семь лет, она успешно строит свою карьеру в новом для себя бизнесе. Сейчас у нее новый виток – она уходит из корпоративной среды в частное консультирование любителей и коллекционеров вина», – говорит Сотникова.
Вы ощущаете профессиональный застой
Под профессиональным застоем Анна Карпова подразумевает отсутствие какого бы то ни было роста – профессионального, карьерного, личностного – в обозримом будущем и перспектив. При этом сотруднику стало абсолютно неинтересно на работе, а функционал перестал радовать и интересовать. Ситуация усугубляется, если сотрудника недооценивают. «Более того, компания не признает, что вы можете предложить больше того, что предлагали на протяжении всего времени работы. Все важные встречи проходят уже без вас, в вас не нуждаются. Это также означает, что пора двигаться дальше, – говорит Ольга Сергеева. – Еще одним шагом по направлению к двери станет осознание того, что вы взяли от компании, коллектива и должности все, что возможно и больше ничему новому не учитесь на работе. Механическое выполнение обязанностей говорит о том, что пора переходить на новый уровень. Татьяна Сотникова, в свою очередь, считает, что профессиональный застой выражается в равнодушии сотрудника к результату своей работы и ее качеству: «Вас не покидает чувство, что ваша работа никому не нужна».
Вы работаете в компании дольше пяти-семи лет
Менять работу нужно раз в три года, советуют специалисты. Считается, что это оптимальный срок, в течение этого срока специалист максимально реализует в компании свой потенциал, накапливает новый опыт, связи и может двигаться дальше. Если работа на одном и том же месте затянулась на более длительный срок и при этом не сопровождается обретением новых навыков и компетенций, а также повышением, значит, пора уходить к конкурентам и продолжать развиваться.
Высокий уровень стресса на работе, тяжелая психологическая обстановка в коллективе
Давящая психологическая атмосфера может быть в коллективе изначально, а бывает и наоборот – в силу ряда причин коллектив сменился и с новыми коллегами у вас в лучшем случае установился вооруженный нейтралитет. В худшем дело доходит до постоянного раздражения, непонимания, ненависти и оскорблений. Работать в такой обстановке невозможно.
«Обычно на людей, говорящих на собеседовании, что для них при выборе работы очень важен коллектив, принято смотреть с небольшим удивлением, – развивает тему Татьяна Сотникова, – но в конечном итоге именно внутренняя атмосфера в компании часто становится последней каплей при увольнении сотрудника. Я не говорю, что нужно быть суперчувствительным и при первом же непонимании руководства вашей позиции в том или ином вопросе писать заявление. Многие говорят, что в любой крупной компании взаимодействие более жесткое, менее человечное и только в небольшом бизнесе возможно более чем комфортное общение между различными департаментами – при этом я даже не беру в расчет отношения внутри одного отдела. У меня есть опыт работы в крупной международной компании, один из принципов работы которой – open communication. Как оказалось, для большей части сотрудников это не просто слова, а реальный образ жизни. Первое, что мне сказали при моем приходе в компанию после очень структурированной российской компании: «Перестань писать письма. Возьми трубку и позвони». И как оказалось, это не страшно, тебя не отправят читать правила взаимодействия, а просто и быстро ответят на вопрос. И это было чудесно!».
Режим вашей работы мешает личной жизни
Казалось бы, найти работу, которая позволяла совмещать карьеру и личную жизнь без ущерба для последней, – нонсенс. Однако одно дело, когда у сотрудника есть возможность покинуть офис в семь вечера и распланировать оставшееся время по своему усмотрению, и совершенно другое – когда нет никаких гарантий, что это время вообще будет. Рассказывает выпускающий редактор одного из интернет-СМИИнна Волошина: «Несколько лет я работала в редакции одного из интернет-СМИ. График работы предусматривал, в том, числе и вечерние смены, когда ты приходил на смену утреннему редактору после обеда и поддерживаешь ленту новостей до прихода редактора ночного. Однако со временем два ночных редактора покинули компанию, и начальство решило разделить ночные смены между оставшимися сотрудниками. Это был, конечно, финиш. Работу менять не хотелось, но и ночные смены не радовали. Последней каплей стала необходимость периодически работать по субботам и воскресеньям, причем в известность ставили практически накануне смены. Планировать какие-то дела стало совсем невозможно, а руководство постоянно кормило обещаниями, что скоро наймет сотрудников, и всем станет полегче. Естественно, никаких дополнительных выплат не было. Муж сердился и говорил, что надо что-то менять. Однако через два месяца ничего так и не изменилось, поэтому пришлось уйти».
Вы молоды, умны, амбициозны, уже достаточно квалифицированны, но еще не готовы начать свое дело
На эту причину покинуть компанию указывает Ольга Степанова. Работа в другой компании в этом случае будет являться дополнительной ступенькой на пути к созданию собственного бизнеса, которая позволит получить дополнительные связи, навыки и компетенции. Татьяна Сотникова уверена, что уходить, не медля, стоит также в случае, если у вас нет шанса занять должность вашего руководителя. «Вы уже давно находитесь в зоне комфорта, и у вас нет возможности бросить профессиональный вызов в рамках данной компании», – говорит эксперт.
Подводя итоги, эксперты советуют руководителям тщательно анализировать поведение сотрудников и в случае, если подобные признаки наблюдаются у ценного для компании сотрудника, то необходимо скорейшим образом принимать действия для его удержания в организации. По мнению консультанта хедхантинговой компании Morgan Hunt Марины Васильевой, при этом надо понимать, что традиционные методы, например, деньги, здесь не сработают, а лишь на какое-то время смягчат ситуацию. «Что еще можно предложить «уставшему» сотруднику? Это может быть эмоциональное развитие, например, дополнительные дни отдыха, плавающий график, обучение; возможность свершения подвига, то есть новые задачи, вызовы; смена функциональной роли в компании; возможность географической релокации, например, работа за рубежом. Варианты могут быть и другими. При этом результат всех действий не гарантирован и зависит от заинтересованности каждой из сторон», – заключает эксперт.
Ольга Бедарева, E-xecutive.ru