Сказать правду или приукрасить действительность? Как лучше ответить на вопрос о размере компенсации на прошлой работе? Назовешь реальную цифру – потенциальный работодатель подумает, что тебе платили слишком много или слишком мало. Занизишь – в итоге предложат столько, сколько уже имеешь на данный момент. Завысишь – решат, что такой дорогой специалист компании не по карману. В общем, нелегкое это дело – рассказывать работодателю о предыдущейзарплате, особенно если на новой работе хочется получать больше. Как отвечать на ключевой стратегический вопрос, чтобы ответ устроил всех?
Суть вопроса
У работодателя есть весьма веские причины интересоваться размером прежней компенсации собеседника. По словам руководителя практики Corporate компании LuxoftPersonnelНатальи Марченко, данный вопрос специалисты по подбору персонала задают для того, чтобы определить два важных момента, касающихся кандидата, и во многом – обезопасить его от возможного разочарования в будущем: «Рекрутеру необходимо определить, какой уровень заработной платы был у кандидата ранее, чтобы соотнести его с возможностями нынешнего работодателя. Если предложение заработной платы значительно ниже, чем было у этого специалиста ранее, то он «по умолчанию» будет находиться в ситуации дискомфорта. Даже если, по его словам, он готов идти на понижение в вопросе материальной мотивации – ему придется «научиться жить» на меньшую зарплату. Это подразумевает, что в компанию принимают заранее «неудовлетворенного», «обиженного» сотрудника, у которого чисто психологически может быть меньше желания работать. Данная демотивация негативно скажется как на специалисте, так и на работодателе. Преодолеть ее можно в том случае, если заранее оговорить, что по окончании испытательного срока через определенное время сотрудника ждет повышение заработной платы согласно его ожиданиям».
Кроме того, отмечает Наталья Марченко, специалист по подбору таким образом проверяет, насколько зарплатные ожидания кандидата адекватны и соответствуют его профессиональному уровню. Если зарплатные ожидания специалиста не обоснованны, скорее всего, в трудоустройстве ему откажут. «В качестве примеров необоснованных зарплатных ожиданий можно привести чрезмерное повышение по сравнению с предыдущим местом работы», - объясняет эксперт.
Кроме того, специалисты по подбору задают этот вопрос, чтобы понять, насколько заработные платы в компании соответствуют зарплатам на рынке труда.
По словам Натальи Марченко, часто этот вопрос сопровождается рядом дополнительных. «Например, могут спросить, из чего складывался уровень вашей заработной платы на предыдущем месте работы (оклад, бонусы, премии)? От чего зависел уровень вашей заработной платы? Могли ли вы повлиять него? Каким образом? И так далее. Данные вопросы, во-первых, помогают определить уровень ответственности специалиста – был ли он эффективен и нацелен на получение прибыли, во-вторых, помогают выяснить, как можно стимулировать данного сотрудника при помощи материальной мотивации - премий, процентов от прибыли и так далее», - рассказывает эксперт.
«В целом нельзя сказать, что кандидаты испытывают особенные сложности с ответом на данный вопрос или активно скрывают информацию о зарплатных ожиданиях. Это может быть проблемой для отдельных специалистов, но не для рынка труда в целом», - подытоживает Наталья Марченко.
Как отвечать?
Ведущий консультант банковской практики рекрутинговой компании MarksmanАнна Бенькоотмечает, что ответ на вопрос о зарплате на прошлой работе зависит от того, какая цель на данный момент стоит перед кандидатом. «Если кандидат не в активном поиске и пришел на интервью с целью знакомства на перспективу, то самым логичным будет просто озвучить сумму, которую он в действительности получает. Почему бы и нет? Если кандидата в целом все устраивает на текущем месте, то, скорее всего, его смогут замотивировать на переход либо суть позиции (более высокий грейд, расширение/смена функционала или интересные проекты) и тогда работодателю/рекрутеру просто необходимо понимать уровень, ниже которого просто не будет смысла предлагать кандидату позиции, – говорит Анна Бенько. - Если же кандидат откажется озвучить свою зарплату, то есть риск, что работодатель/рекрутер неверно ее расценят и в будущем не предложат интересный с точки зрения задач для кандидата проект, потому что посчитают его слишком «дорогим».
Анна Бенько отмечает, что если же кандидат находится в активном поиске, то ответ зависит от причины, по которой он ищет новую работу: «Если она не связана с неудовлетворенностью уровнем компенсации, то можно озвучивать реально существующие цифры. Если же кандидат ищет новое место работы, так как его не устраивает текущий уровень дохода, работодателю имеет смысл озвучить желаемые цифры и сказать, что в них заложен небольшой «инкриз» по отношению к текущему уровню. Например: «Я бы хотел рассматривать предложения уровня NNN gross. Это примерно на 15-20 % выше моего текущего уровня».
«Хотела бы заметить, что «внешним» рекрутерам (сотрудникам рекрутинговых компаний) имеет смысл всегда открыто говорить о текущем уровне зарплаты, так как они являются консультантами кандидата на рынке. Они работают с разными клиентами и имеют представления об уровнях компенсаций в компаниях, о том, каким образом кому лучше преподносить информацию о зарплате кандидата, и насколько гибок тот или иной клиент в вопросах обсуждения «инкриза», - заключает Анна Бенько.
Делать ставку на честность рекомендует и Наталья Марченко: «В ваших интересах отвечать максимально честно. В том случае, если в настоящий момент вы работаете в компании, где одним из условий труда является неразглашение сведений о заработной плате, можно обрисовать, из чего складывается ваша заработная плата (оклад, бонус, премия), а затем обозначить примерную сумму, которая получается при сложении этих показателей. Кроме того, очень важно четко обозначить, какую заработную плату вам хотелось бы получать на новом месте работы. Это своего рода фильтр для будущих предложений трудоустройства».
Также эксперт рекомендует в качестве желаемой заработной платы озвучивать не минимальный и не максимальный уровень компенсации, который вы согласны получать, а ту сумму, которая кажется наиболее оптимальной и комфортной. «Не стоит загонять себя в угол «нижними» и «верхними» границами, лучше акцентировать внимание на перспективах и росте. Если в будущем вы рассчитываете на увеличение заработной платы, работодателя нужно предупредить об этом заранее. Наиболее правильной формулировкой в данном случае будет: «Для меня комфортен такой-то уровень заработной платы, в будущем я готов рассматривать повышение на столько-то», - советует Наталья Марченко.
Консультант департамента «Банки и Инвестиции» хедхантинговой компанииCornerstoneИван Белов при беседе с потенциальным работодателем рекомендует помнить о следующих важных моментах: «Во-первых, любой собеседник будет стремиться к компенсации информационной недостаточности (работодателя о вас, вашей о работодателе). Во-вторых, у работодателя почти всегда есть возможность проверить информацию о ваших официальных доходах (справка 2НДФЛ, налоговая база, инсайдерская информация). Кроме того, если вы намерены в будущем стать сотрудником организации, где проходите собеседование, не стоит начинать сотрудничество с недомолвок».
По словам Ивана Белова, в настоящее время рынок растет уже не столь быстрыми темпами, как десять лет назад, и во многих профессиональных областях более не испытывается недостатка квалифицированных специалистов. Соответственно нет столь острой борьбы за кадры и «переплачивать», «перекупать» работодатели не готовы: прибавка в размере 25% к текущему уровню доходов - максимум, на что стоит рассчитывать.
«У крупных организация всегда имеется довольно четкая система грейдирования, поэтому в независимости от вашего текущей финансовой компенсации работодатель не сможет предложить больше или менее соответствующего уровня оплаты», - предупреждает Иван Белов.
«На основании данных пунктов мы рекомендуем рассказывать о текущем уровне вознаграждения настолько подробно, насколько это возможно. Не стоит бояться данного вопроса и избегать прямого ответа на него, ведь любые доводы о невозможности сообщить данную информацию ничего кроме недоумения у собеседника не вызовут и могут стать препятствием для продолжения продуктивного диалога», - заключает Иван Белов.
Ольга Бедарева, E-xecutive.ru