Рынок труда стремительно меняется. По мере того, как традиционные профессии к ужасу консервативно настроенной части общества умирают (мы сообщали об этом в публикации «Исчезающие профессии: нет ли среди них вашей?»), на рынке труда появляются диковинные занятия, о которых прежде никто не слышал. Какие именно? Этот вопрос E-xecutive.ru задал специалистам кадровых агентств.
Самые перспективные профессии
Юлия Забазарных, партнер «Агентство Контакт»: «В настоящее время появляется множество новых интересных позиций. Это происходит из-за того, что в бизнесе выделяются новые функции, под которые требуются отдельные специалисты. Например, функция GR-специалиста не была настолько распространена некоторое время назад и входила в маркетинговую структуру. Таким же образом в фармацевтике выделилась функция Market Access менеджера (специалиста, который выводит компанию или продукт на рынок), которой еще несколько лет назад не существовало как отдельного направления. В страховой отрасли немаловажную роль в последнее время стали играть и специалисты по страхованию опасных объектов, что произошло в связи с рядом участившихся катастроф. Я не могу точно сказать, когда появились эти новые позиции – в этом году или раньше, но 10 и даже 5 лет назад мы с ними не сталкивались. В связи с созданием новых гаджетов и электронных устройств, я уверена, что будут востребованы узкопрофильные специалисты. Например, в настоящее время разрабатывается программа внедрения планшетов в школы, поэтому нужны будут новые специалисты, которые будут этим заниматься и развивать это направление. Поэтому, на мой взгляд, рынок IТ и Телекоммуникаций – это самая перспективная среда, где могут появиться новые профессии».
Любовь Кузнецова, руководитель департамента «Строительство и недвижимость» рекрутингового агентстваPenny Lane Personnel: «Уверена, что сейчас ежемесячно возрастает количество HR-менеджеров, специалистов в сфере услуг гостеприимства, директоров по развитию, специалистов в области IT-безопасности,инженеров-проектировщиков, менеджеров по кредитованию и страхованию, интернет-продавцов».
Анастасия Жигалкина, менеджер по маркетинговым коммуникациям и PR в компанииMarksman: «Директоры по цифровой политике и IТ-евангелисты – для России это новые профессии и они возможны только благодаря стремительному развитию технологий. В условиях цифрового будущего можно с уверенностью сказать, что это очень перспективные должности. Сейчас такие специалисты работают в международных компаниях, так как у наc еще не до конца понимают их полномочия и обязанности, но в скором времени это могут оказаться самые востребованные специалисты».
Юрий Кондратьев, специалист по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ»: «Могу с уверенностью говорить лишь о развитии нанотехнологий, а значит о появлении все новых и новых профессий в этой среде. Модернизированные медицинские технологии, биотехнологии, космическая отрасль. И через три года и через десять лет будут всегда востребованы IT-специалисты: программисты, разработчики, тестировщики и так далее. Вообще, прогресс, как мы знаем, не стоит на месте, поэтому можно нафантазировать любые профессии. Кто бы мог подумать 15 лет назад о таком явлении, как SMM? Поэтому не удивлюсь, если в 2020 году буду закрывать вакансию руководителя отдела по подбору роботов на производство».
Елизавета Пушкарева, старший консультант Hi-Tech & Telecom practice в компанииMarksman: «Уже сейчас нетрудно заметить, как все автоматизируется, и роботы уже воспринимаются как нечто естественное и ожидаемое. Конечно, это вытесняет специалистов ручного труда, но не отменяет того, что люди еще долго будут обслуживать или ремонтировать «свою замену». Новый софт – новые знания – новая профессия. Такие специалисты уже востребованы сейчас, а через 2-3 года их число только увеличится. Если подумать о более долгосрочной перспективе, измеряющейся десятками лет, то сразу вспоминаются новости о планирующихся экспедициях на Марс. Только предположив, что попытка будет удачной, сложно нафантазировать, сколько людей найдут себе применение в этой области. Сейчас это пока только догадки, но, возможно, почти изжившая профессия туроператора (имея под рукой интернет, любой может назваться им совершенно бесплатно) станет снова актуальной, только уже на другой планете».
Гор Казарян,HaysLifeSciences: «Medical Excellence Manager (МЕМ) – новая позиция в рамках медицинского отдела фармкомпаний. Современный фармацевтический бизнес требует постоянного улучшения внутренних коммуникаций. Возрастающее влияние медицинского отдела на бизнес, расширение отделов, появление кросс-функциональных команд обуславливают появление позиции MEM. Главная задача – развитие пайплайна компании (постоянное изучение рынка, выбор курса компании). Для этого необходимо направить команду в нужное русло, достичь максимальной продуктивности за счет выбора стратегии, правил и инструментов коммуникаций между отделами Medical/Marketing/Sales. Помимо внутренних коммуникаций, необходимо наладить и внешние, например, научное сообщество. Развитие операционных планов, тренинги, система KPI, поддержка медицинского отдела. Можно смело сказать, что MEM – правая рука медицинского директора».
Анастасия Галицкая,HaysLifeSciences: «Study Medical Expert – ранее западные компании разрабатывали молекулы и придумывали стратегию в Европе или США, в Россию это лишь «спускалось». В этом году несколько компаний обратились с запросом по поиску эксперта, который сможет выбрать действительно нужную именно в России молекулу, придумать, в какой нозологии применить препарат, для каких показаний; разработать дизайн, синопсис клинического исследования, довести молекулу до выхода на рынок».
Анастасия Гурьева,HaysLifeSciences: «Мы недавно столкнулись с запросом поиска кандидатов на позицию Менеджер по продажам 3D-принтеров как для обычных потребителей, так и в профессиональной сфере. Использование 3D-принтеров уже давно не считается чем-то уникальным на Западе. 3D-принтеры активно применяются в разных областях, их используют и дизайнеры, и инженеры. Регулярно проходят выставки, где презентуются продукция из пластика, металла и других материалов, созданная при помощи высокотехнологичных принтеров. В России это направление не столь популярно и многие относятся к этому пока скептически. Плюс продукция достаточно дорогостоящая. Однако в некоторых отраслях применение подобной продукции уже набирает обороты. Например, сейчас уже 3D-принтеры активно используются в стоматологии и автомобильной промышленности. Многие компании-производители стремятся на Российском рынке активно зайти в сектор здравоохранения, ювелирную промышленность и архитектуру. Беря во внимание опыт Америки и Европейских стран, думаю, что уже через совсем небольшое количество лет в России это не будет считаться чем-то сверхъестественным и необычным».
Анна Агафонова,HaysFinancialInstitutions: «В последнее время на рознично-банковском рынке усиливается направление риск-менеджмента. Одной из самых востребованных ролей является менеджер по скорингу».
Анна Михеева,HaysLegal,HRandOfficeSupport: «Можно отметить, что в страховом бизнесе появился новый тренд – работа по удержанию текущих клиентов. Такие люди могу называться по – разному, например, Campaign manager или Program Loyalty Manager. Так или иначе, основная цель компаний – увеличить процент пролонгации договоров. На таких позициях будут успешны кандидаты с креативным подходом. Это уникальная позиция на рынке, в настоящее время профессионалов в этой области менее 5 человек. У нас уже есть опыт закрытия подобного проекта для банка из топ-5. На сегодняшний день на рынке страхования нет готовых специалистов для развития данной области».
Антонина Синюк,HaysSales & Marketing: «В связи с приходом цифрового ТВ все большую популярность обретает позиция менеджера по программированию и управлению ТВ-контентом. Ключевой проблемой современного мира является многокональность среды. Для жителей большинства городов выбор из 100-150 каналов стал реальностью. Перед программным менеджером стоит задача удержать зрителей целевой аудитории, не дать им возможности переключиться на другой канал. С активным развитием интерактивного телевидения, которое предоставляет зрителю не только возможность выбора телепередачи, но и времени начала ее воспроизведения выживать становится еще труднее. Поэтому хороший менеджер по программированию становится на вес золота. Правильное позиционирование, маркетинг, интересный контент, все технологические новинки, умение быть на шаг впереди – неотъемлемый путь к успеху. Также, в связи с принятием закона об ограничении потреблении табака и алкоголя и, как следствие, ограничение в рекламе данных товаров, на рынке появилась профессия Менеджера по активации альтернативных каналов сбыта, одним из которых является канал Хорека. Если раньше трейд маркетинг был нацелен на конечного потребителя (b2c), то теперь ситуация изменилась и акции, мотивационные программы, мероприятия нацелены не на людей, которые пришли отдохнуть в клуб, а на людей, которые там работают (b2b) – барменов, официантов и прочих».
Список профессий, которые будут востребованы завтра:
1. GR-специалист
2. Специалист по внедрению планшетных компьютеров в образовательные учреждения
3. Специалист в сфере услуг гостеприимства
4. Интернет-продавец
5. Директор по цифровой политике
6. IT-евангелист
7. Специалист в сфере модернизированных медицинских технологий
8. Биотехнолог
9. Руководителя отдела по подбору роботов на производство
10. Специалист по обслуживанию роботов
11. Турагент по другим планетам
12. Medical Excellence Manager
13. Study Medical Expert
14. Менеджер по продажам 3D-принтеров
15. Риск-менеджер
16. Специалист по удержанию клиентов
17. Менеджер по скорингу
18. Менеджер по программированию и управлению ТВ-контентом
19. Менеджер по альтернативным каналам сбыта
20. Специалист по IT-безопасности
Почему российские вузы косные?
На круглом столе, проведенном 25 сентября 2013 года Ассоциацией менеджеров на тему «Корпорации и университеты. Лучшие практики взаимодействия в сфере подготовки специалистов по инновациям и R&D», спикеры сошлись во мнении, что корпорациям и университетам нужно срочно налаживать профессиональные контакты между собой. В противном случае университеты будут по-прежнему выпускать тех, в ком рынок труда не нуждается.
Анна Белова, профессор, заместитель декана в Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ, председатель совета директоров Российской венчурной компании: «Сегодня мы сталкиваемся со следующим ключевым разрывом: западные университеты выстроены как исследовательские университеты, а наши – нет. Например, в Кембридже лекционная часть у одного профессора – это 40% всего времени, 60% - это исследовательская часть. То есть большинство времени они занимаются исследованиями по коммерческому спросу, который сформирован со стороны корпораций. Сегодня западные университеты адаптируют, настраивают свои расписания, методологии курса – чуть ли не ежегодно, потому что смена технологических периодов происходит очень быстро. В России это далеко не так. У нас курсы не меняются в течение очень долгого времени. Это провоцирует то, что мы выпускаем специалистов, которые не могут отвечать текущему спросу со стороны корпораций. Сейчас корпорации должны четко поставить себе задачу, оцифровать, сделать количественный и качественный анализ своих стратегических целей, и только тогда они могут сказать: «Вот это мой стратегический приоритет. Если вы придете с решением, которое приведет меня к этой стратегической цели, я профинансирую опытно-конструкторские работы. Я не готов платить за общий анализ, общие исследования, если у меня есть четко сформулированная проблема, дайте мне варианты решений». Но для этого нужно открытое целеполагание. Нужен открытый долгосрочный заказ. Нужно, чтобы программа инновационного развития была связана со стратегией компании. Сегодня, к сожалению, даже в передовых компаниях – люди, которые со стратегией отчитываются в советах директоров больших компаний – это одни люди, люди которые пишут программу инновационного развития – очень часто – это не те же самые люди! Так не должно быть. Пока мы не связали все процессы, эффекта, реального, не будет».
Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций,Российская венчурная компания: «Проблема взаимодействия корпораций и университетов – это проблема менеджерская. Сейчас руководство российских компаний начало активно думать, что «надо меняться». И сделан ряд достаточно успешных шагов. В университетах все таки очень консервативный пока подход – они не готовы меняться, или готовы, но скорее под задачи конкретных программ. Не возникает собственного целеполагания. Не хватает умения строить целеполагание и стратегию развития университета. Основная цель университетов – быть центром для формирования культуры мышления и управления нового типа. Университет – не только учит, он формирует среду. Чего очень не хватает у нас в стране: технологические университеты должны брать на себя функции технологического консалтинга. Управление рынками, управление изменениями, научная методологическая диагностика и так далее. Эта функция должна ускоренно развиваться».
Ульяна Сечкина, E-xecutive.ru