Вакансии без возраста
Одним из главных нововведений в трудовом законодательстве в этом году стало принятие 2 июля Федерального закона № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", суть которого сводится к полному запрету на публикацию объявлений о вакансиях с указанием дискриминационных требований к кандидатам. К ним относятся пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. В общем, отныне работодателя не должно интересовать ничто, кроме профессиональных качеств соискателя, и, по замыслу законотворцев, на рынке труда больше не будет объявлений вроде «Требуется офис-менеджер, славянская внешность, строго до 27 лет».
К слову сказать, в Трудовом кодексе РФ уже давно существует статья 64, которую можно назвать донором нового закона: в ней так же говорится, что дискриминация — это незаконно. Тем не менее закон № 162-ФЗ предполагает не только запрет, но и штрафы за его нарушение. Для физических лиц (граждан) — от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб., для юридических лиц (организаций) — от 10 000 до 15 000 руб.
Однако большинство экспертов сходится во мнении, что новый закон не только никому не облегчит жизнь, но еще и прибавит хлопот как рекрутерам, так и соискателям. Не видя возрастных ограничений в вакансиях, кандидаты будут отправлять свои резюме во все компании, в которые они подходят по минимальным профессиональным требованиям. Однако если рекрутеру нужен специалист в возрасте от 22 до 30 лет, то он возьмет сотрудника этого возраста, а резюме всех остальных кандидатов, скорее всего, отправятся в корзину. Но на этот лишний бумагооборот и соискатель, и работодатель вынуждены тратить дополнительное время и силы.
Производственные советы
7 мая президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации», который разрешает работодателям создавать производственные советы на базе своих предприятий. Предполагается, что из числа сотрудников, «имеющих, как правило, достижения в труде», могут быть образованы совещательные органы, которые будут направлять руководству предложения по усовершенствованию производства, внедрению новой техники и инновационных технологий, а также повышению производительности труда.
Введение производственных советов, по сути, возвращает нас в эпоху СССР, когда на предприятиях широкое распространение получило движение рационализаторов. В послевоенные годы активно начали создаваться технические советы передовиков производства, которые помогали воплощать в жизнь задумки инженеров, техников и простых рабочих. И эта практика имела поистине колоссальный успех. Например, в одном только 1949 году на предприятиях Советского Союза было принято около 2 тысяч рационализаторских предложений, экономический эффект от которых составил порядка 38 млн советских рублей.
Казалось бы, возрождение советской практики на современных заводах поможет оптимизировать производственные процессы и сократить расходы, но на деле все оказалось несколько иначе. Дело в том, что закон предусматривает создание производственного совета лишь по усмотрению руководства компании, то есть сотрудники не вправе самостоятельно создать такой орган и давать советы начальству по управлению. Несложно догадаться, что лишь очень малый процент работодателей захочет выслушивать пожелания своих работников и примет решение о создании производственного совета. К сожалению, большинство руководителей полагает, что лучше их никто не сможет правильно организовать рабочий процесс.
Дистанционная работа
В начале апреля вступил в силу закон о дистанционном труде («об особенностях правового регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя»). Текст закона добавил в ТК РФ главу № 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников» и расширил главу № 49 «Особенности регулирования труда надомников».
Новый закон стал ответом государства на растущий с каждым годом спрос на дистанционный труд. Все больше компаний предпочитает работать с удаленными сотрудниками, так как в этом случае можно сэкономить средства на организации рабочего места, питании и транспортных расходах работника. Однако в законодательной базе не существовало механизма, благодаря которому руководитель мог бы полноценно заключить трудовой договор и работать со специалистом, допустим, из другого города. В лучшем случае заключался договор подряда, в худшем — работник трудился без оформления каких-либо документов, полагаясь лишь на добропорядочность работодателя.
Теперь закон позволяет заключать полноценные трудовые контракты с сотрудниками без обязательной личной встречи. В ТК оговаривается порядок документооборота между руководителем и дистанционным работником: для этого предполагается использование обеими сторонами усиленных квалифицированных электронных подписей. Однако в некоторых случаях сотруднику придется воспользоваться обычной почтой и направлять работодателю оригиналы документов, либо их заверенные подписи. В качестве «бонуса» надомному работнику разрешается самостоятельно устанавливать время работы и отдыха, если при заключении трудового договора этот момент не оговаривается работодателем.
Квоты для сотрудников с ограниченными возможностями
2 июля также был подписан закон «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"». Его задача — обеспечить рабочие места соискателям с ограниченными возможностями за счет малого бизнеса. В частности, документ позволяет субъектам РФ устанавливать квоту для приема на работу кандидатов с ограниченными возможностями в компании со штатом от 35 до 100 человек, однако она не должна составлять более 3% от всей численности персонала. Для компаний со штатом свыше 100 человек квоты остаются прежними: в компании должны трудиться от 2 до 4% сотрудников с ограниченными возможностями. По мнению авторов закона, нагрузка малых предприятий квотами позволит обеспечить занятостью дополнительно около 300 тыс. человек с ограниченными возможностями.
Однако в погоне за тотальным трудоустройством данной категории соискателей законотворцы вновь перегнули палку. Безусловно, устроить на работу кандидата с ограниченными возможностями в крупную и стабильную компанию — это хорошо и правильно. Во-первых, в крупной организации есть множество разнообразных рабочих мест, из которых кандидат может выбрать для себя наиболее подходящее. А, во-вторых, большая компания может себе позволить нанять сотрудника, чьи показатели труда, возможно, будут несколько ниже, чем у остальных — на бюджет фирмы это почти не повлияет. В ситуации с малым бизнесом дело обстоит иначе. Допустим, есть небольшая организация со штатом в 40 человек, которая занимается рекламным бизнесом. По новому закону компания обязана иметь в штате одного сотрудника с ограниченными возможностями. Прежде всего, возникает вопрос: как его найти, ведь авторы закона уже запретили указывать в вакансиях какие бы то ни было дискриминационные требования? Но даже если соискатель с ограниченными возможностями нашелся, то он должен соответствовать хотя бы минимальным требованиям организации, в противном случае такой сотрудник будет финансовой обузой для фирмы. Поэтому мелким предприятиям придется либо проявлять чудеса хедхантинга и находить таких редких специалистов, либо создавать новые рабочие места с минимальной ставкой, где мог бы трудиться работник без каких-либо специальных навыков.
Звезда Героя Труда
Еще одним «приветом из СССР» стал подписанный президентом в конце марта Указ «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации». Теперь за «особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности» работник может получить высшую награду страны, которая стоит на одном уровне со званием «Герой России». Цель возвращения награды — повышение общественной значимости и престижа добросовестного труда.
Из условий получения такого звания становится понятно, что офисные служащие такую награду вряд ли получат: в приоритете — государственные и общественные деятели, а также «синие воротнички». Что характерно, столь высокое звание принесет его обладателю лишь медаль и возможность пожать руку президенту России на церемонии награждения. О каком-либо материальном поощрении речи не идет. Конечно, можно сколько угодно долго говорить о «прогнившей капиталистической системе», которая все измеряет материальными ценностями, но даже в эпоху СССР ударных работников (не говоря уже о Героях Труда) награждали не только грамотами: они получали квартиры в центре города, автомобили или же путевки на престижные южные курорты. К сожалению, возвращенная награда стала своего рода «спасибо» от государства, которое, как известно, на хлеб не намажешь. Остается лишь надеяться на работодателей, которые, возможно, отметят выдающиеся успехи своих стахановцев если и не квартирой, то хотя бы рублем.
Алексей КиндяловRabota.ru