Большинство соискателей настроены мрачно: только каждый пятый (20%) понимает фразу «мы перезвоним» буквально и искренне ждет звонка, 12% мучаются сомнениями, а большинство (68%) однозначно принимают эти слова как отказ. Более категоричны мужчины: среди них иллюзий не питает 73% (против 64% женщин). Люди старше 45 лет пессимистичнее молодежи: среди них 75% сразу оборачивают слова рекрутера не в свою пользу, а в группе респондентов до 25-34 лет так думает лишь 63%. «Очень много раз это слышала, жизненный опыт подсказывает — однозначно отказ»; «У меня в голове одно: если не берете, то сразу скажите «нет», чтобы человек не терял времени и искал работу дальше», — с горечью комментируют соискатели.
Но по словам 56% сотрудников HR-отделов, они действительно перезванивают, когда окончательное решение принято. «Нужно быть честным. Мы говорим: «Мы вам позвоним в случае положительного решения»; «Сообщаю, до какого времени стоит ожидать звонка, а после какой даты приглашение точно не последует», — комментируют менеджеры по персоналу.
Не хотят вступать в неприятный диалог, каждый раз ощущать неудобство, подыскивая слова, около трети эйчаров (31%), выражая обещанием перезвонить именно вежливый отказ. Кроме того, кадровики постоянно твердили, что просят и самого кандидата проявить инициативу и узнать о результатах.
13% сотрудников кадровых служб вообще избегают таких слов. «Важно, чтобы решение по кандидатуре принял руководитель отдела, куда подбирают людей»; «Профессионально нельзя использовать эту фразу. Это означает надежду для кандидата. Нужно оговаривать сроки и условия дальнейшего развития событий», — считают они.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 217
Время проведения: 6-24 июня 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«Фразу «Мы вам перезвоним» от представителя работодателя после собеседования вы воспринимаете…»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет |
муж | жен | до 24 | 25-34 | 35-44 | 45 и старше |
скорее как отказ в трудоустройстве | 68% | 73% | 64% | 64% | 63% | 68% | 75% |
скорее как обещание перезвонить | 20% | 17% | 23% | 24% | 24% | 19% | 15% |
затрудняюсь ответить | 12% | 10% | 13% | 12% | 13% | 13% | 10% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Скорее как отказ в трудоустройстве» - 68%
«Это, скорее всего, вежливый отказ…»
Сотрудник службы безопасности, 58 лет, Вяземский
«Это значит, нет смысла ждать, нужно искать другую компанию!»
Бухгалтер, 39 лет, Краснодар
«Очень много раз слышала, и 95% не перезванивают, значит, жизненный опыт подсказывает — однозначно отказ».
Рабочая по двору, 51 год, Красноярск
«Обычно я воспринимаю обещание перезвонить как отказ, в редких случаях в компаниях, где есть якобы психологи, которые таким образом испытывают кандидатов, - заставляют ждать. У меня в голове одно, если не берут на работу, то сразу скажите — нет, чтобы человек не терял времени и искал работу дальше».
Опыт работы не указан, 24 года, Минеральные Воды
«Скорее как обещание перезвонить» - 20%
«Как обещание, которое никто не собирается выполнять».
Коммерческий директор, 41 год, Волгоград
«Всегда так говорят, и потом перезванивают: либо с приглашением на работу, либо сообщают о выборе в пользу другого кандидата».
Инженер, 35 лет, Санкт-Петербург
«Затрудняюсь ответить» - 12%
«Перезвонят только в случае положительного ответа. В случае отказа не затруднят себя это сделать».
Бизнес-контролер, 37 лет, Санкт-Петербург
«Варианты бывают разные (в зависимости от культуры и профессионализма): нормальные люди звонят или присылают письма, а особо важные и занятые себя не утруждают каким-либо ответом».
Специалист по эксплуатации зданий, 49 лет, Москва
«Обычно это говорят люди, которые не принимают решения. Ответственные люди так не говорят».
Коммерческий директор, 46 лет, Ульяновск
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 90
Время проведения: 6-10 июня 2013 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Фраза «Мы вам перезвоним» с вашей стороны после собеседования чаще всего означает...»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
отказ в трудоустройстве | 31% | |
обещание перезвонить | 56% | |
затрудняюсь ответить | 13% | |
Некоторые комментарии респондентов:
«Отказ в трудоустройстве» - 31%
«Если я говорю подобную фразу, значит, кандидат не произвел должного впечатления, и я отказываю. По прошествии 2-3 дней обязательно оповещаю об отказе в трудоустройстве, как правило, по электронной почте».
«Если кандидат интересен, это понятно сразу, и следуют более активные действия со стороны нанимателя».
«Я продолжаю ее фразой, что если мы не свяжемся с вами, обязательно перезвоните и уточните ответ».
«Обещание перезвонить» - 56%
«Даже если соискатель понравился, мы берем тайм-аут. Стараюсь отправлять письма с отказом, но не всегда и не всем получается: просто большая загрузка. Я сразу предупреждаю, чтобы звонили сами».
«Означает, что окончательное решение не принято, дальнейший поиск, но это не значит отказ. В нашей компании перезванивают в любом случае, как положительного, так и отрицательного решения в отношении того или иного соискателя».
«В 50% отказов я сообщаю о них уже по итогам собеседования. Зачем занимать соискателя надеждой и потом заставлять себя звонить с отказом?»
«Обещаю перезвонить в случае положительного ответа. Сразу говорю, что в случае отказа не перезваниваю. Сообщаю, до какого времени стоит ожидать звонка, а после какой даты приглашение точно не последует».
«Затрудняюсь ответить» - 13%
«Мы не используем такую фразу в работе».
«Договариваюсь с кандидатом на конкретный день подведения итогов».
«Кандидатам на линейные позиции даем обещание перезвонить только в случае положительного решения с указанием конкретного периода, в течение которого можно ожидать звонка. При этом озвучиваем, что при отсутствии звонка с нашей стороны кандидат сам может перезвонить, чтобы узнать решение. По руководящим позициям обязательно перезваниваем независимо от решения».
«Случаи с такой фразой бывают разные, иногда - отказ... иногда действительно перезваниваем. Важно, чтобы решение по кандидатуре принял руководитель отдела, куда подбирают людей».