Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Семь губительных ошибок для предпринимателя
Работая на протяжении десяти лет в компании, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом небольших компаний, в том числе молодых стартапов, мы неоднократно на первом-втором году жизни этих компаний наблюдали или окончательный их закат, или деление бизнеса партнерами. Нашей компании это было выгодно, так как фактически один клиент превращался в два или три новых клиента. Чаще всего этот закат или деление происходят по абсолютно банальным причинам: партнеры просто не договорились, как они будут работать, и не обсудили минимум вопросов, необходимых для начала бизнеса. В настоящей статье мы попробуем обозначить наиболее часто встречающиеся ошибки при стартапах, которые мы наблюдали в своей практике. Мы будем рады, если это позволит вам избежать ненужных проблем с вашими партнерами в бизнесе, который вы только начинаете. 1.Равенство долей ― 50% на 50%Классика жанра и в то же время полная утопия, особенно, если оба партнера ― яркие предприниматели и у обоих свой взгляд на ведения бизнеса. Наше стойкое видение ― обязательно должен быть главный партнер ― лидер в единственном числе с большей долей как по принятию решения, так и по распределению прибыли. Остальные партнеры должны это осознавать и принять еще перед началом стартапа. Очень желательно, что бы у одного из партнеров все-таки был опыт предпринимательства, пусть и не всегда удачный. 2.Не договорились о том, как расходитьсяКонечно, в начале любого бизнеса все партнеры наполнены энтузиазмом и никто не думает о том, что когда-нибудь у кого-нибудь возникнет желание разойтись, но обговорить и закрепить правила расхода ― как минимум необходимо. Идеальный вариант ― закрепить это непосредственно в уставе компании или, если варианты расхода достаточно экзотические, то хотя бы в протоколе собрания учредителей. Юридически это и не всегда будет иметь силу, но возможность напомнить партнеру об изначально оговоренных условиях будет. 3.Не утвердили планы по распределению прибыли, реинвестированиюКак правило, на этапе получения прибыли у партнеров возникают разные желания по использованию этой прибыли. Кто-то считает, что вся прибыль подлежит реинвестированию в текущие или даже новые проекты, а у кого то личные планы по расходованию полученной прибыли компании. Как правило, необходимо закрепить минимальный процент прибыли, обязательной к распределению (например, 25%), по остальной части прибыли ― принимать решения путем голосования, исходя из долей. Также у некоторых предпринимателей возникает желание инвестировать прибыль компании в новые проекты, никак не связанные с текущим бизнесом. Мы считаем, что на начальном этапе малого бизнеса это необходимо делать только через инвестирование личных средств, которые предварительно будут получены в качестве распределенной прибыли. То есть, новый проект надо организовывать именно как новый проект, пусть и с существующими партнерами и возможно единой инфраструктурой. Это позволяет значительно диверсифицировать риски при расходе партнеров. 4.Отсутствие бизнес-плановКак правило, никто особо не утруждает себя составлением полноценных бизнес-планов, бизнес-моделей, планов продаж и так далее. Как правило, отсутствует полноценный финансовый блок планирования. Мы рассматриваем подготовительный этап перед любым стартапом как фундамент здания, которое будет строиться в ближайшие годы. Уже на этом этапе планирования как раз возникают важные обстоятельства, возможности или ограничения, которые будут ждать ваш бизнес. Желательно иметь план с различными вариантами продолжения. Особенно это имеет значение, когда есть зависимость от одного крупного поставщика, покупателя или наемного менеджера, то есть при ситуации, когда весь успех может зависеть только от одного решения, на которое сложно повлиять. 5.Нет разделения «функционала» между партнерамиУ каждого партнера должна быть своя зона ответственности и свои функциональные обязанности, желательно не пересекающиеся с обязанностями другого партнера. Необходимо стремиться избегать ситуаций, когда «все занимаются всем». Деление функционала желательно также закрепить в письменной форме. 6.Излишний романтизм при начале бизнесаВсе-таки молодые предприниматели, как правило, склонны излишне романтизировать бизнес, и мало кто представляет, что свой бизнес ― это совершено другая степень личной загруженности и личной ответственности перед своим сотрудниками, поставщиками, партнерами, государством, перед своей семьей. И далеко не всегда (а на начальном этапе бизнеса, как правило ― никогда) уровень стресса и личной загруженности меньше, чем если бы вы работали наемным работником. Очень рекомендуем тщательно взвесить свои силы и возможности перед началом любого бизнеса. 7.Закредитованность проекта,поиск привлеченных инвестицийМы считаем, что необходимо развивать свой бизнес не только на кредитные или привлеченные средства, но и необходимо вкладывать свои личные средства. Да, вложения в бизнес ― это самая рискованная инвестиция, но мы придерживаемся мнения, что терять свои собственные деньги все-таки легче, чем заемные. Если же партнеры приняли решение привлечь кредитные ресурсы в свой стартап, это должно получить обязательное отражение в финансовом плане. Несмотря на все «страсти», которые мы указали в настоящей статье, мы придерживаемся мнения, что свой бизнес ― это крайне интересное занятие в жизни, которое приносит гораздо больше радости и удовлетворения, чем работа наемным сотрудником. Для многих предпринимателей свой бизнес ― это не просто источник дохода, это способ самореализации в жизни. Предпринимательство ― это особый склад мировоззрения, принципов и духа, и мы искренне желаем всем начинающим предпринимателям проникнуться этими составляющими и получать удовольствие от того, что они делают.
Дата: 31.05.13
Другие статьи
|
|