ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

В конце 70-х годов XX века появилась новая система знаний - соционика. Она включает в себя психологию, социологию и информатику. Фундаментом науки служит учение З.Фрейда о структуре психики и теория психологических типов К.Г.Юнга. Соционика изучает психологические типы людей и их совместимость.

На Западе аналогичное направление психологии известно как «Типология Майерс-Бриггс: MBTI». Оно давно и успешно применяется в Америке для профориентации и бизнеса. В США, например, при поступлении на работу люди указывают в резюме свой психологический тип - аббревиатуру из 4-х букв. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек.

Тип личности определяется различным сочетанием следующих признаков: экстраверсия – интроверсия, иррациональность – рациональность, логика – этика, интуиция – сенсорика. Эти характеристики дают очень целостный портрет человека и его врождённых качеств. Давайте кратко остановимся на каждом из них.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов (E) направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.

Интроверты (I) обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Их интерес к предмету отличается глубиной. Интроверты более склонны создавать и переделывать объекты, «воспитывать». Они больше ориентируются на отношения и взаимосвязи.

Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Интровертов обычно характеризуют как «скромных». Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Иррационалы и рационалы

Иррационалы (P) ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. Иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Характерные фразы для таких людей: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет».

Рационалы (J), ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные фразы: «Капля камень точит», «Ну, подведем итоги».

Этики и логики

Этики (F) сравнивают содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный.

Логики (T) ориентируются больше на объективные законы, истинные утверждения. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «внесем ясность», «эффективное доказательство», «проанализируем детали», «обдумаем решение», «нужно (не нужно) для дела», «заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д.

Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. Есть множество примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Интуиты и сенсорики

Интуиция (N) (не стоит путать с бытовым «предчуствием») сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее. Однако, ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, эти люди могут быть рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».

Сенсорика (S) сортирует информацию в пространстве. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Люди сенсорного типа живут ощущениями: более полно воспринимают природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень хорошо чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Вместе с этим, сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Он рассчитывает на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

Итак, мы вкратце описали некоторые основные «грани личности» человека. Как увидеть их проявление в реальной жизни? Возьмем, к примеру, математические способности. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако, было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

СКЛОННОСТИ И ПРОФЕССИИ

Знание своего типа личности позволяет успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

В социальной сфере (врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, воспитатели, учителя, психотерапевты, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями сенсорики и этики (SF). Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Сфера коммуникаций (реклама, журналистика, психология, PR, идеология, искусство) подходит для типов, у которых сильны функции этики и интуиции (NF). Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики (ST). Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем. Они способны решить очень сложные технические вопросы.

Сфера научных исследований (все виды научной работы, экономические процессы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) обещает успех людям с сильными функциями интуиции и логики (NT). Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны спрогнозировать развитие рынков, изменить направление деятельности, проанализировать сложные научные теории.

СТИМУЛЫ ДЛЯ УСПЕХА

Теперь, зная особенности разных типов, мы задаём следующий вопрос: «Как выполнять работу не только по приказу начальника, но еще и с энтузиазмом?» Конечно, денежное вознаграждение имеет значение для всех людей. Однако существуют и нематериальные стимулы к деятельности, которые объясняются типом личности человека. Мы можем говорить здесь о некоторых закономерностях.

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики (IS), ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности для представителей этих типов может стать создание комфортных условий. Для таких людей очень важно, чтобы работа приносила надежный кусок хлеба, гарантировала стабильный заработок.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики (ES) предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого работника следует стимулировать знаками отличиями за хорошую работу, подчеркивать его высокий статус. Такой человек может быть руководителем, организатором.

Представители интровертных типов с преобладанием функции интуиции (IN) превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого человека интересной для него работой. Будьте уверены, он расскажет о ней много занимательных подробностей, которые Вам были неизвестны.

В отличие от интровертных, экстравертные типы с преобладанием интуиции (EN) настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: «Никто такого еще не делал!».Им важна и собственная компетентность: «Никто больше так не умеет, как я!». «Заниматься необычным, быть непохожим на других» – главный девиз их деятельности. Представители этих типов переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартное принятое решение.

КАК УЗНАТЬ СВОЙ ТИП ЛИЧНОСТИ?

Для того чтобы правильно определить свой тип личности, нужно обратиться за консультацией к опытному психологу-соционику или пройти специальный диагностический тренинг. Необходимо подчеркнуть, что в поведении человека часто сочетаются противоположные качества. В одной ситуации человек может вести себя, например, как экстраверт-иррационал (EP), а в другой - как интроверт-рационал (IJ). Поэтому по поступкам человека его психологический тип определить бывает очень трудно.

Прохождение тестов тоже не гарантирует верное определение типа. Например, замечено, что при устройстве на работу в компании охранных услуг, результаты тестов большинства соискателей "выходят" всего на 2 типа: ISTJ и ESTJ. Такие люди описаны в литературе как строгие основательные личности, склонные к порядку во всем. Очевидно, что при тестировании сработал фактор "социальной желательности".

Профессиональный подход к диагностике (в частности, применяемый в НИИ Соционики) включает многократные проверки диагноза, основанные на применении различных, взаимно дополняющих подходов.

В основе тренинговой диагностики лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включаются задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Во время выполнения тренинговых заданий группа экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для каждого человека. А, если профессия уже выбрана, то даются рекомендации по эффективной самореализации в этой области, исходя из сильных (врожденных) качеств личности.

Каждый может убедиться в своей личной эффективности и увидеть результаты самопознания!


Дата: 07.06.2011
Название источника: НИИ Соционики

Дата: 08.06.11

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп